Семь лет мак не родил, а голоду не было: Россию санкциями не задушишь
«Новоросс.info» - По итогам 2021 года Россия заняла 23-е место в мире по уровню продовольственной безопасности.
Ежегодный рейтинг, оценивающий продовольственную безопасность в 113 государствах, составляют специалисты The Economist Intelligence Unit и Corteva Agrisciense, которых, как любые западные структуры, в любви к нашей стране заподозрить нельзя, поэтому даже скептики могут доверять данным этого рейтинга.
В рейтинге продовольственной безопасности государства ранжируются по нескольким ключевым параметрам: доступность продуктов питания, их качество, безопасность, наличие и разнообразие природных ресурсов.
Следует отметить, что продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности государства, фактором сохранения его суверенитета и важнейшей составляющей демографической политики.
Оправившись от краха экономики после развала Советского Союза, Россия постепенно наращивала свою продовольственную безопасность.
Основным документом, определяющим цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в этой области, является соответствующая Доктрина. Впервые такой документ был принят 2010 году, а 21 января 2020 года была утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.
Целенаправленные действия российского государства по обеспечению своей продовольственной безопасности привели к улучшению позиций РФ в соответствующем рейтинге, особенно в последние годы. Не последнюю роль в этом сыграли экономические санкции, введенные рядом стран после возвращения Крыма в Россию.
В ответ 6 августа 2014 года указом президента РФ был запрещен ввоз на территорию России «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие эмбарго попали страны Евросоюза, США, Австралия, Канада.
Следует отметить, что после введения против России экономических санкций, положение нашей страны в рейтинге продовольственной безопасности немного ухудшилось: РФ в 2014 году переместилась с 40-го места вниз. Но уже с 2016 года Россия восстановила поступательное движение вверх по «лестнице» продовольственной безопасности и на протяжении последних пяти лет продвигалась только вверх.
Если в 2019 году Россия занимала в списке стран по глобальному индексу продовольственной безопасности только 42-е место, то в 2020-м почти вдвое улучшила свои позиции, поднявшись на 24-место, а в 2021-м – на 23-е.
Такая неизменная положительная динамика на протяжении последних пяти лет в рейтинге стран по глобальному индексу продовольственной безопасности отмечалась только у двух государств – России и Канады. Но в Канаде рост суммарного рейтинга с 2016 г. по 2021 г. составил +6,5 баллов, а в России +11,0 баллов. Подобного роста не продемонстрировала ни одна из европейских стран.
Государственная политика импортозамещения продуктов принесла свои плоды.
Об этом свидетельствует не только перемещения России в рейтинге продовольственной безопасности стран, но и динамика импорта и экспорта основных продовольственных ресурсов.
Так, например, по данным Росстата, с 2014 г. по 2021 г. импорт зерна в Россию уменьшился в 4,5 раза, а экспорт увеличился на 42%.
Импорт мяса и мясопродуктов в Российскую Федерацию в 2014 году достигал 1952,1 тыс. тонн, а в 2021 году снизился до 614,8 тыс. тонн, то есть втрое. При этом экспорт увеличился в 4,7 раз – с 135,3 тыс. тонн до 634,5 тыс. тонн.
Ввоз в Россию молока и молочных продуктов с 2014 года уменьшился на четверть, а вывоз увеличился на 30%. Но здесь соотношение импортной и экспортной продукции не такое внушительное как по зерну и мясу. Есть, как говорится, над чем работать. И работают. Место запрещенных европейских продуктов заняли и другие производители. Если до введения санкций 43% молочной продукции ввозилось из Евросоюза, то сейчас основным поставщиком этой продукции стала Белоруссия – ее доля в импорте в Россию выросла с 39% до 79%.
С рыбой и морепродуктами в России – государстве 14-ти морей – и до санкций не было перекоса в соотношении экспорта и импорта, а после их введения импорт уменьшился более чем в 1,5 раза, а экспорт увеличился на 26%. Если в 2014 году уровень самообеспеченности рыбой и морепродуктами в России составлял 115,1%, то в 2020 году этот показатель достиг 160,7%.
Конечно, продовольственная безопасность не является единственным и достаточным условием национальной безопасности государства, но она входит в список наиболее важных направлений наряду с другими видами национальной безопасности – государственной, военной, экономической и социальной.
Для отдельного человека иерархия приоритетов национальной безопасности может отличаться, но продовольственная безопасность всегда будет находиться на одном из первых мест.
Конечно, кроме основных продуктов питания есть и другие. Например, популярные напитки – кофе и чай.
Кофе в Россию поставляют Бразилия, Вьетнам, Колумбия и Мексика. Чай импортируется из Китая, Индии, Шри-Ланки и Кении. И все перечисленные страны не прекратили торговлю с Россией. А на некоторые товары, как шутит наш народ, и хотелось бы, чтобы ввели эмбарго, ан нет. Например, Индонезия, поставляющая в Россию 96% годового объема пальмового масла, не собирается прекращать торговые отношения.
Что же касается рассуждений на уровне хамона-пармезана, то, во-первых, эти и другие деликатесы производят и в России, а, во-вторых, как говорится в старой русской пословице, «семь лет мак не родил, а голоду не было!»
Наталья Киселёва
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||