- NewsRbk.ru - http://newsrbk.ru/ -

Арбитраж в России: что еще нужно сделать для повышения его популярности?

Опубликованно 26 Мая 2021, в 00:16 в разделе Общество

stemcell

Мария Шувалова

ra2studio / Depositphotos.com

Почти пять лет прошло с момента завершения реформы института третейского разбирательства – 1 сентября 2016 года вступили в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации (далее – закон об арбитраже) и Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ, определяющие правила создания и функционирования арбитражных учреждений в России. После двух лет применения закон об арбитраже был скорректирован следующим образом.  

  • Установлено, что право на осуществление арбитража предоставляется организации, намеренной создать постоянно действующее арбитражное учреждение (ПДАУ; напомним, оно может быть создано только при НКО), Минюстом России, а не Правительством РФ, как было изначально (ч. 1 ст. 44 закона об арбитраже).
  • Перечень документов, которые организация, претендующая на получение права на осуществление функций ПДАУ, должна представить в Минюст России вместе с соответствующим заявлением, закреплен непосредственно в законе: как для российских организаций, так и для иностранных арбитражных учреждений (ч. 6.1-6.2 ст. 44 закона об арбитраже). Для последних введено также дополнительное требование: если они намерены осуществлять в России администрирование внутренних споров, то должны иметь на территории РФ обособленные подразделения – непосредственно иностранного арбитражного учреждения или организации, при которой оно создано (исключение – споры между участниками специального административного района на территории островов Русский и Октябрьский, правовой режим которого установлен Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 291-ФЗ, и споры, вытекающие из договоров об осуществлении деятельности на территории этого района; ч. 12 ст. 44 закона об арбитраже).
  • Введен запрет на выполнение лицами, не получившими в установленном порядке права на осуществление арбитража, не только отдельных функций по администрированию арбитража, но и действий, связанных с проведением третейского разбирательства ad hoc (арбитража, осуществляемого третейским судом, образованным для разрешения конкретного спора), а также на рекламирование или публичное предложение функций по осуществлению арбитража (ч. 20 ст. 44 закона об арбитраже). В случае нарушения данных запретов решение третейского суда считается принятым с нарушением процедуры арбитража.
  • Установлено, что споры, вытекающие из договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, арбитрабельны, но могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ (ч. 10 ст. 45 закона об арбитраже).
  • Упрощен порядок передачи на рассмотрение в порядке арбитража корпоративных споров: устано

    1120

    влено, что для рассмотрения третейским судом споров, вытекающих из соглашений участников юридического лица по поводу управления им, в том числе споров из корпоративных договоров и споров о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и применении последствий недействительности таких сделок, достаточно заключения арбитражного соглашения между сторонами соответствующего соглашения участников юридического лица или сделки – то есть утверждение такого арбитражного соглашения всеми участниками организации не требуется (ч. 7.1 ст. 7 закона об арбитраже).

  • Прямо прописано, что отношения, связанные с деятельностью ПДАУ по администрированию арбитража, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства РФ (ч. 1.1 ст. 44 закона об арбитраже).
  • В настоящее время, как сообщила заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России, член Совета по совершенствованию третейского разбирательства Инга Меликян в ходе тематической сессии в рамках Петербургского международного юридического форума 9 ¾, информационным партнером которого является компания Гарант, в России функционируют 10 ПДАУ, четыре из которых – иностранные, причем двум: Сингапурскому международному арбитражному центру (SIAC) и Международному арбитражному суду при Международной торговой палате (ICC) – право на осуществление функций ПДАУ было предоставлено совсем недавно – весной текущего года.

    Статистика, которую обнародуют российские арбитражные учреждения, показывает, что число направленных им для рассмотрения в порядке арбитража исковых заявлений стабильно растет. Так, например, в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ в прошлом году поступило 621 заявление (в 2019 – 522), 450 из них – по внутренним спорам, в Арбитражный центр при РСПП – 435 исков (на 42% больше, чем в 2019), в Российский арбитражный центр при АНО Российский институт современного арбитража – 318 исков (в 2019 – 260). При этом представители ПДАУ отмечают и улучшение ситуации с судебной практикой в части приведения в исполнение решений третейских судов. Значительную роль в формировании проарбитражной правоприменительной практики сыграл Верховный Суд Российской Федерации, принявший сначала Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (далее – Обзор; утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2018 г.), а затем Постановление Пленума ВС РФ от 10 декабря 2019 г. № 53 с разъяснениями, направленными на обеспечение единообразия рассмотрения таких дел (далее – Постановление № 53). 

    МНЕНИЕ

    Александр Замазий, управляющий директор – руководитель аппарата и заместитель председателя Арбитражного центра при РСПП:

    Принципиально важно, что в Постановлении № 53 декларируется, что содействие развитию альтернативных средств разрешения споров – одна из задач судебной власти РФ. Наконец-то вектор явно сместился в сторону поддержки арбитража, признания его независимости, и суды перестают осознавать себя в роли вышестоящей инстанции по отношению к арбитражным учреждениям. Мы на себе результат почувствовали сразу: у бизнеса растет интерес к арбитражу, так как нет уже тех рисков, которые были раньше, большее количество решений стало исполняться добровольно, меньше попыток, прежде всего недобросовестных, оспорить решение в суде – мы это видим не только в Москве, но и в других регионах, получая информацию от наших региональных коллег. Хочется, чтобы обозначенная декларация не была забыта и не расходилась с практикой.

    3f4

    Не менее важна и работа, направленная на формирование доверия к институту арбитража. Принятие нового закона не было самоцелью реформы института третейского разбирательства, конечный ее результат, как мы его понимаем, – более широкое использование арбитража бизнес-сообществом. Мне кажется, чтобы в нашей стране это произошло, об этом с высокой трибуны должно сказать самое авторитетное в государстве лицо – гарант Констит ...
    Источник: Система ГАРАНТ - законодательство РФ с комментариями..


    URL сайта: http://newsrbk.ru/

    URL новости: http://newsrbk.ru/news/5859622-arbitrazh-v-rossii-chto-esche-nuzhno-sdelat-dlya-povyisheniya-ego-populyarnosti.html

    Copyright © 2025 NewsRbk.ru. При использовании материалов сайта, пожалуйста ставтье прямую ссылку на наш сайт.