- NewsRbk.ru - http://newsrbk.ru/ -

Выборы в Госдуму – 2021: что нового?

Опубликованно 21 Июля 2021, в 20:54 в разделе Общество

stemcell

Маргарита Сазонова

VectorStory / Depositphotos.com Выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва назначены на 19 сентября (Указ Президента РФ от 17 июня 2021 г. № 367). В течение года были приняты поправки в ряд законодательных актов, регламентирующих порядок голосования, условий предвыборной агитации и ограничения доступа к противоправной информации в Интернете. Более того, расширена география субъектов, в которых избиратели могут проголосовать дистанционно. Эксперты на заседании Общественной палаты РФ обсудили законодательные нововведения, вопросы информационной открытости и общественного контроля.

 

Основные законодательные изменения

Выборы депутатов в Госдуму в сентябре текущего года будут первыми, на которых состоится система трехдневного голосования в таких масштабах, отметила секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Наталья Бударина. Напомним, в июле прошлого года были внесены изменение в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее – Закон № 67). Голосовать по закону можно в течение нескольких, но не более трех дней подряд (ч. 1 ст. 63.1 Закона № 67). Такое решение – для выборов в Госдуму решение принимает ЦИК – может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня назначения выборов и не подлежит пересмотру.

Сопутствующее изменение в количество дней для голосования также вводит изменения в сроки предвыборной агитации – в этом году она закончится 17 сентября в 00:00 часов по местному времени. У избирательных комиссий в свою очередь появляется дополнительная функция по контролю за распространением агитационных материалов в Интернете, напоминает Наталья Бударина. Теперь избирательные комиссии могут обращаться к Роскомнадзору с представлением о пресечении распространения агитации в Интернете, если их изготовление или распространение нарушает законодательство (п. 10.1 ст. 21 Закона № 67) – такое законодательное нововведение появилось с 9 марта.

Также был установлен порядок ограничения доступа к соответствующей информации. В случае обнаружения в Интернете спорных информационных или агитационных материалов, ЦИК РФ или региональные избирательные комиссии вправе обратиться в Роскомнадзор с представлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие информа

b50

цию или агитационные материалы (ч. 1 ст. 15.3-1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации: далее – Закон № 149). Иными словами, такие сайты могут быть заблокированы. На основании такого обращения Роскомнадзор должен направить операторам связи требование о принятии мер по блокировке сайта (п. 1 ч. 2 ст. 15.3-1 Закона № 149), а оператор связи, в свою очередь, обязан незамедлительно исполнить требование (ч. 3 ст .15.3-1 Закона № 149). Также Роскомнадзор обязан направить соответствующее требование провайдеру хостинга или иному лицо, обслуживающего владельца сайта в Интернете (п. 3 ч. 2 ст. 15.3-1 Закона № 149). Владелец сайта обязан в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления удалить информацию или агитационный материал, а в случае отказа или бездействия провайдер хостинга обязан заблокировать сайт по истечении суток с момента получения уведомления (ч. 5 ст .15.3-1 Закона № 149). При этом в случае удаления противоправного материала после проверки Роскомнадзором доступ к сайту может быть возобновлен (ч. 7-8 ст. 15.3-1 Закона № 149). Указанное ограничение доступа к сайту вводится временно – не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов – а оканчивается по истечении пяти дней со дня определения результатов выборов (ч. 10 ст. 15.3-1 Закона № 149).

Также мартовские нововведения коснулись административных штрафов за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах – они были существенно увеличены. Так, для граждан административный штраф составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП). Для сравнения: в предыдущей редакции кодекса административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.

В апреле законодательство о выборах было дополнено положениями о кандидате, аффилированного с иностранным агентом (п. 35.1 ст. 2 Закона № 67). Такой кандидат не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, однако в период, составляющий два года до дня официального опубликования решения о назначении выборов или в период избирательной кампании на соответствующих выборах:

  • был членом, учредителем, руководителем или работником некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения или СМИ, которые были признаны выполняющими функции иностранного агента;
  • осуществлял политическую деятельность и получал денежные средства или иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, для осуществления политической деятельности.
Как объясняет Наталья Бударина, учитывается как сам кандидат, выполняющий роль иностранного агента, так и лица, аффилированные с ним. В заявлении о согласии баллотироваться такие лица обязаны указывать свой статус иностранного агента или лица, аффилированного с ним. Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партиях, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных биллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании. Секретарь ЦИК РФ подчеркнула, что на момент заседания ОП РФ информации о таких кандидатах не было.

Также Закон № 67 был дополнен положением о том, что не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

 

Деятельность Роскомнадзора по выявлению нарушений

Как было упомянуто ранее, Роскомнадзор принимает активное участие в работе с выявленными нарушениями в ходе выборной деятельности. Начальник Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Татьяна Денискина объяснила, что в данном случае ведомство работает в те ...
Источник: Система ГАРАНТ - законодательство РФ с комментариями..


URL сайта: http://newsrbk.ru/

URL новости: http://newsrbk.ru/news/5866200-vyiboryi-v-gosdumu-–-2021-chto-novogo.html

Copyright © 2024 NewsRbk.ru. При использовании материалов сайта, пожалуйста ставтье прямую ссылку на наш сайт.