- NewsRbk.ru - http://newsrbk.ru/ -

Я не я. Что такое деперсонализация и как с этим жить

Опубликованно 28 Декабря 2021, в 20:08 в разделе В мире

stemcell

Издательство «Альпина Паблишер» представляет книгу Дафнии Симеон и Джеффри Абугела «Я не я. Что такое деперсонализация и как с этим жить».Некоторые люди чувствуют себя оторванными от своего «я», а мир вокруг кажется им нереальным, словно их жизнь происходит с кем-то другим. Это состояние называется деперсонализацией, оно мало изучено и трудно диагностируется. Известно, что его может вызвать пережитая травма или сильный стресс, но в России очень мало специалистов, которые работают с этим расстройством и умеют его лечить. Во впервые опубликованной на русском языке книге американского психиатра Дафни Симеон и австралийского журналиста Джеффри Абугела, много лет живущего с деперсонализацией, подробно описаны клинические признаки, история исследований, теории патогенеза и методы терапии деперсонализационного расстройства. Работа авторов основана на знаниях, накопленных Школой медицины Маунт-Синай и британским Институтом психиатрии при Кембриджском университете.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

 

Язык деперсонализации

Люди, страдающие от разных симптомов деперсонализации, могут довольно умело обсуждать их друг с другом. Некоторые слова и фразы распознаются ими моментально, тогда как друзьям, родным и даже врачам то, что пытаются описать люди с деперсонализацией, кажется как минимум сумасшествием. В связи с этим представляется важным, чтобы врачи не только знакомились с существующей литературой и историями болезни, но и уделяли внимание и понимали ключевые фразы, которые могут услышать во время бесед с пациентами, страдающими деперсонализационным расстройством.

У некоторых народов есть много разных слов для описания тонких оттенков одного и того же понятия, опыта или феномена. Классическим примером является разнообразие вариантов для обозначения слова «снег» в языке инуитов — и это объяснимо, учитывая снежный климат Аляски, где говорят на этом языке. Широким пространствам деперсонализации подошел бы более обширный лексикон, нужный, чтобы найти подходящие слова для невыразимого. Однако пока что люди с деперсонализацией вынуждены полагаться на тончайшие нюансы простых слов или фраз, которые часто выступают как метафоры, выражающие пережитое средствами языка.

Слово «нереальный» — то самое ключевое слово для таких пациентов. Чтобы описать «нереальность», они часто вынуждены сравнивать ее с другими чувствами, которые могут быть (а могут и не быть) понятными для кого-нибудь еще. Ключевые фразы могут быть истолкованы неправильно, как часто и происходит. Выражение вроде «Я ничего не чувствую» может быть с легкостью приписано депрессии. «Я чувствую себя отстраненным от себя самого» может выглядеть и как жалоба, когнитивная или философская, и как основанная на опыте, относящемся к субъективному состоянию «я». Заинтересованные слушатели могут только догадываться, значит ли «нереальный» то же самое, что и «не существующий в реальности»[1>.

В одной статье, опубликованной в журнале Philosophy, Psychiatry, and Psychology Университета Джонса Хопкинса, Филип и Сюзанна Радович недавно исследовали терминологию пациентов, страдающих деперсонализацией. Среди терминов было и слово «нереальный». Авторы указывали на то, что при широкой трактовке и распространенности этого слова в нашей культуре люди часто пользуются им, не задумываясь над стоящим за ним переживанием феномена деперсонализации: скорее, они говорят о чем-то очень неординарном. Жизнь кажется нереальной и тому, кто страдает деперсонализацией, и тому, кто только что выиграл в лотерею.

Последний может испытывать интеллектуальное ощущение нереальности («Этого не может со мной происходить») из-за «невозможной» удачи. Маловероятно, что такой человек переживает эпизод настоящей деперсонализации, особенно если рассматривать случай, где триггером будет выступать ошеломляющий эффект шокирующего события.

По мнению Филипа и Сюзанны Радович, у слова «нереальный» в повседневном языке есть три основных значения:

  • несуществующий (как в случае с воображаемым другом или мифологическим существом);
  • поддельный, искусственный, фальшивый (игрушечный мишка, который, разумеется, не живой медведь);
  • ненормальный, атипичный, неоптимальный (как в выражении «он — не настоящий друг»).

Когда люди, страдающие деперсонализацией, говорят «Жизнь кажется нереальной», значение этой фразы может включать в себя любое из трех толкований. Следует добавить, что существуют особые варианты переживания деперсонализации, которые не исчерпываются тем, что подразумевается под любым из вышеприведенных значений. Филипп и Сюзанна Радович сравнивают такое ощущение с тем, что происходит во сне: это не может быть удовлетворительно описано в рамках существующих параметров «реальности» и «нереальности». Во сне вы можете знать, что сон нереален, но при этом он может ощущаться как реальный.

«Сны часто сопровождаются разной степенью чувства реальности (или нереальности), которая не имеет очевидной корреляции с количеством странностей или атипичности, которая есть во сне, — объясняют исследователи. — Это особое ощущение нереальности может быть явно выраженной отличительной чертой сна, о чем часто сообщают люди после пробуждения». Это утверждение о снах представляет особый интерес: очень много людей с деперсонализацией описывают свое состояние как «подобное сну», и в то же время любая связь между сновидением и расстройством деперсонализации остается на сегодняшний день неизученной.

Также очень часто упоминается выражение «как если бы», присущее диссоциативному расстройству личности. На сцену выходят слова «механический», «мертвый», «безжизненный», метафоры вроде «Я чувствую себя роботом». Такие фразы отражают, как тяжело охарактеризовать с помощью обычного словарного запаса типичное переживание деперсонализации. «Единственный способ дать примерное описание субъективного переживания деперсонализации — нарисовать словами картину». «Как если бы» отражает неуверенность в адекватности предлагаемого описания: это просто-напросто лучший способ облечь переживание в слова, который может себе вообразить пациент.

Второй значимый аспект «как если бы», который показывает, что пациент не питает иллюзий, — у него/нее не повреждено ощущение реальности (это обязательный критерий для постановки диагноза «деперсонализация»). Пациент не верит, что он на самом деле робот, но, по ощущениям, действует, «как если бы» был им.

Слово «чувствовать» также покрыто тайной. Человек может сильно страдать от недостатка чувств. В то же время страдание само по себе тоже чувство, хотя и негативное. Но «страдание» само по себе — эмоционально окрашенное слово с узким значением, и некоторые люди описывают, что вообще ничего не чувствуют.

Язык DSM-IV сам по себе может быть объектом для интерпретации, несмотря на тщательный подбор слов. Так, при описании деперсонализации упоминается «чувство потери контроля над своими действиями». Значит ли это, чт ...
Источник: Полная лента ПОЛИТ.РУ.


URL сайта: http://newsrbk.ru/

URL новости: http://newsrbk.ru/news/5884929-ya-ne-ya-chto-takoe-depersonalizaciya-i-kak-s-etim-zhit.html

Copyright © 2024 NewsRbk.ru. При использовании материалов сайта, пожалуйста ставтье прямую ссылку на наш сайт.