- NewsRbk.ru - http://newsrbk.ru/ -

Иностранная компания закрылась – что делать потребителю?

Опубликованно 29 Марта 2022, в 20:08 в разделе Общество

stemcell

Наталья Ключевская

© Skovoroda / Фотобанк Фотодженика В этом материале:

  • Должны ли иностранные компании соблюдать российское законодательство?
  • Что делать, если заказ в интернет-магазине оплачен, но отменен или не доставлен?
  • Кому предъявить претензию по технически сложному товару, если магазин закрылся?
  • Что делать, если купленный гаджет перестал работать из-за отключения онлайн-сервисов?
  • Как вернуть деньги за подарочный сертификат в магазин, который прекратил деятельность в РФ?
В последнее время участились случаи обращения граждан в территориальные управления Роспотребнадзора по вопросам неисполнения торговыми организациями, включая интернет-магазины, своих обязательств. В большинстве случаев речь идет о тех компаниях, которые из-за введенных против России санкций были вынуждены прекратить свою деятельность в РФ, чем поставили под угрозу обеспечение прав и интересов отдельных граждан – в частности, тех, кто осуществил покупки в магазинах, впоследствии закрывшихся из-за антироссийских санкций, кто оформил заказы в интернет-магазинах, но не получил их из-за возникших логистических и иных проблем, кто приобрел гаджеты, которыми из-за отключения ряда приложений теперь невозможно пользоваться, и т. п.

Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в перечисленных и иных распространенных ситуациях, ориентируясь на нормы российского законодательства, а также разъяснения и рекомендации, опубликованные на официальном сайте Роспотребнадзора и размещенные в государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей.

Нормы права Для того, чтобы понять правовой статус иностранных компаний в России – а именно этот статус определяет их права и обязанности, в том числе и по отношению к потребителям – следует обратиться к нормам отечественного законодательства, закрепленным в:

  • ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, устанавливающей в качестве общего принципа российского законодательства национальный режим для иностранных лиц и лиц без гражданства – указанная норма приравнивает права и обязанности иностранных граждан к правам и обязанностям российских граждан;
  • ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – на основе которых часто и осуществляется деятельность иностранных компаний в нашей стране, – являются составной частью отечественной правовой системы;
  • абз. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса, гласящем, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • п. 1 ст. 1186 ГК РФ, устанавливающем правила определения права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных юрлиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, – такое право определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в РФ;
  • ст. 1193 ГК РФ об оговорке о публичном порядке, согласно которой в рамках международного частного права может не применяться норма иностранного права в случаях, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка РФ с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом, – в этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права, но отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы России;
  • ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации, в соответствии с которой филиал иностранного юридического лица или его представительство создаются, открываются на территории РФ на основании решения иностранного юрлица и в течение года должны быть аккредитованы в России и т. д.
Что касается Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I О защите прав потребителей (далее – Закон № 2300-I), то он не разделяет права и обязанности продавца в зависимости от того, кем он является – российским или иностранным юрлицом. В нем содержится лишь оговорка относительно применения к соответствующим отношениям международных договоров РФ – если таковыми установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом № 2300-I, то приоритет отдается правилам международного договора. Однако и из этого правила есть исключение – решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в России (ст. 2 Закона № 2300-I).

Эти и иные нормы показывают, что, по общему правилу, иностранные компании являются полноправными участниками гражданского оборота в России, они действуют наравне с российскими компаниями – могут осуществлять те же виды хозяйственной деятельности, и, соответственно, имеют весь объем прав и обязанностей, присущих любому хозяйствующему субъекту. Кроме того, они уплачивают налоги в отношении доходов, полученных от источников в РФ.

В связи с этим не могут быть поставлены под сомнение гарантии обеспечения прав и интересов потребителей, вступающих в правоотношения с иностранными компаниями. И Роспотребнадзор как орган, которому подконтрольна сфера защиты прав потребителей, оперативно реагирует на любые ситуации, связанные с попытками нарушения иностранными компаниями норм законодательства о защите прав потребителей – особенно в условиях введенных против нашей страны западных санкций.

Покупки в иностранном интернет-магазине Онлайн-покупки быстро набирают обороты, и среди множества вопросов, возникающих в последние месяцы у потребителей, все чаще встречается вопрос: Что делать, если товар оплачен (сделан заказ в Интернете), но он отменен или не доставлен?.

Воспользуйтесь Конструктором правовых документов в системе ГАРАНТ, чтобы быстро и правильно составить претензию о нарушении срока доставки товара, приобретенного дистанционным способом. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ Если продавец принимал оплату на сайте в рублях, размещал информацию о товарах на русском языке, а реклама торговой площадки была представлена на российских ресурсах, то есть все основания применять к правоотношениям с такой компанией российское законодательство. Это означает, что все требования продавцу могут быть заявлены на основе действующего Закона № 2300-I и норм ГК РФ.

Российское законодательство исходит из того, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или то ...
Источник: Система ГАРАНТ - законодательство РФ с комментариями..


URL сайта: http://newsrbk.ru/

URL новости: http://newsrbk.ru/news/5893552-inostrannaya-kompaniya-zakryilas-–-chto-delat-potrebitelyu.html

Copyright © 2024 NewsRbk.ru. При использовании материалов сайта, пожалуйста ставтье прямую ссылку на наш сайт.