Иностранная компания закрылась – что делать потребителю?
Наталья Ключевская
© Skovoroda / Фотобанк Фотодженика В этом материале:
- Должны ли иностранные компании соблюдать российское законодательство?
- Что делать, если заказ в интернет-магазине оплачен, но отменен или не доставлен?
- Кому предъявить претензию по технически сложному товару, если магазин закрылся?
- Что делать, если купленный гаджет перестал работать из-за отключения онлайн-сервисов?
- Как вернуть деньги за подарочный сертификат в магазин, который прекратил деятельность в РФ?
Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в перечисленных и иных распространенных ситуациях, ориентируясь на нормы российского законодательства, а также разъяснения и рекомендации, опубликованные на официальном сайте Роспотребнадзора и размещенные в государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей.
Нормы права Для того, чтобы понять правовой статус иностранных компаний в России – а именно этот статус определяет их права и обязанности, в том числе и по отношению к потребителям – следует обратиться к нормам отечественного законодательства, закрепленным в:
- ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, устанавливающей в качестве общего принципа российского законодательства национальный режим для иностранных лиц и лиц без гражданства – указанная норма приравнивает права и обязанности иностранных граждан к правам и обязанностям российских граждан;
- ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – на основе которых часто и осуществляется деятельность иностранных компаний в нашей стране, – являются составной частью отечественной правовой системы;
- абз. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса, гласящем, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- п. 1 ст. 1186 ГК РФ, устанавливающем правила определения права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных юрлиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, – такое право определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в РФ;
- ст. 1193 ГК РФ об оговорке о публичном порядке, согласно которой в рамках международного частного права может не применяться норма иностранного права в случаях, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка РФ с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом, – в этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права, но отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы России;
- ст. 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ Об иностранных инвестициях в Российской Федерации, в соответствии с которой филиал иностранного юридического лица или его представительство создаются, открываются на территории РФ на основании решения иностранного юрлица и в течение года должны быть аккредитованы в России и т. д.
Эти и иные нормы показывают, что, по общему правилу, иностранные компании являются полноправными участниками гражданского оборота в России, они действуют наравне с российскими компаниями – могут осуществлять те же виды хозяйственной деятельности, и, соответственно, имеют весь объем прав и обязанностей, присущих любому хозяйствующему субъекту. Кроме того, они уплачивают налоги в отношении доходов, полученных от источников в РФ.
В связи с этим не могут быть поставлены под сомнение гарантии обеспечения прав и интересов потребителей, вступающих в правоотношения с иностранными компаниями. И Роспотребнадзор как орган, которому подконтрольна сфера защиты прав потребителей, оперативно реагирует на любые ситуации, связанные с попытками нарушения иностранными компаниями норм законодательства о защите прав потребителей – особенно в условиях введенных против нашей страны западных санкций.
Покупки в иностранном интернет-магазине Онлайн-покупки быстро набирают обороты, и среди множества вопросов, возникающих в последние месяцы у потребителей, все чаще встречается вопрос: Что делать, если товар оплачен (сделан заказ в Интернете), но он отменен или не доставлен?.
Воспользуйтесь Конструктором правовых документов в системе ГАРАНТ, чтобы быстро и правильно составить претензию о нарушении срока доставки товара, приобретенного дистанционным способом. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ Если продавец принимал оплату на сайте в рублях, размещал информацию о товарах на русском языке, а реклама торговой площадки была представлена на российских ресурсах, то есть все основания применять к правоотношениям с такой компанией российское законодательство. Это означает, что все требования продавцу могут быть заявлены на основе действующего Закона № 2300-I и норм ГК РФ.
Российское законодательство исходит из того, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или то ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||