ONUKA: Ната Жижченко, лидер проекта Onuka, об украинском шоу-бизнесе, Чернобыле и гастролях в России.
Одно из главных (а, возможно, самое главное из) имён на современном украинском инди-поп-небосводе - группа Onuka под руководством Наты Жижченко: удивительная электроника, в которой в современный звук аутентично вплетаются народные украинские инструменты. Группа за какой-то год от самых небольших площадок перешла ко многотысячным залам, начала гастролировать за рубежом и достойно представлять Украину на таких статусных мероприятиях, как фестиваль Sziget. Звуки созвонились с Натой и поговорили об украинском шоу-бизнесе, Чернобыльской катастрофе, которой посвящен недавно вышедший EP Vidlik и назначенных, но не случившихся гастролях в России. Материал продолжает серию ЗВУКИ.UA - об удивительной музыкальной сцене наших географических соседей.
Звуки: Как всё так интересно смешалось в проекте Onuka, тут и народные инструменты, и духовые, и электроника?
Ната: Так получилось, что до 15 лет я занималась народной музыкой. Это было семейным делом - дедушка был известным мастером народных инструментов. Делал как украинские, так и русские, молдавские, белорусские. Дома царила народная культура - бабушка была домристкой, а дедушка играл абсолютно на всём. Когда мне было 4 года, он мне сделал сопилку, научил на ней играть, и с этого времени я начала увлекаться музыкой. Профессионально я играла на сопилке до 16 лет - усиленно занималась, гастролировала с военными, духовыми и симфоническими оркестрами. То бишь, это была академическая народная музыка, если так можно выразиться. У меня ещё есть брат, который старше меня на 8 лет, он всегда слушал крутые группы вроде Pink Floyd и Depeche Mode, в то время как мои сверстники слушали каких-нибудь Отпетых Мошенников. Он меня на всё это дело и подсадил, особенно на электронику, например, на Underworld. И в свои 14 я уже фанатела от таких взрослых групп, и эта музыка сама собой вытеснила из сознания народность, особенно в период взросления, когда появилось резкое желание всю эту дедушко-бабушкино-мамину тему отбросить. Тогда я увлеклась диджеингом, и мы с братом создали группу Tomato Jaws. Мы первыми в Украине начали играть электронные лайвы с вокалом, с синтезаторами. Наша группа меняла много составов, многие её участники ныне успешны в других, собственных проектах.
Мы существовали 11 лет на собственном энтузиазме, у нас никогда не было продюсеров и инвестиций. Наверное, мы появились здесь немного раньше времени, тем не менее, завоевали имидж дип-хаус-первопроходцев, скажем так. Естественно, всё когда-то заканчивается. Так что в момент, когда брат решил сфокусироваться на студийной работе, а у одного из участников группы появился сольный проект, мне ничего не оставалось, кроме как инициировать распад группы и сделать что-то новое. Это было немного страшно, тяжело делать всё с нуля, а я тогда была особенно фрустрирована как личностно, так и музыкально, но мне в этом помог Евгений Филатов, очень известный в Украине саундпродюсер. Несмотря на то, что мы достаточно долго живём вместе, а также находились в одной условной творческой нише, вместе над музыкой мы практически не работали, за исключением пары ремиксов. У меня была цель либо создавать что-то крутое, либо не создавать ничего вообще. Я вообще человек категоричный, и на компромиссы не иду. Особенно когда дело касается звучания. Я очень не люблю попсу, соответствующие звуки, контролирую каждую аранжировку, чтобы ничего такого не допустить - чуткие руки Евгения доводят мои идеи до эфирного состояния. Мне пришла идея, что два музыкальных увлечения, которые были в моей жизни, можно смешать. Но не дай бог, чтобы в итоге получилась шароварщина, или, что ещё хуже, украинские народные песни в современной обработке - это то, что я в первую очередь ненавижу и презираю. Так что логичной идеей было играть музыку современную, но со вкраплением народных инструментов. Я с детства знала всю звуковую палитру народных инструментов, приблизительную историю каждого из них, предназначение, тембральную окраску. Началось всё с бандуры - в первом треке мы использовали именно её.
Затем нужно было подготовить концертное воплощение проекта - здесь мне почему-то захотелось, чтобы со мной на сцене стояли только девушки. Но играли бы так, чтобы это не казалось женским кавер-бэндом или какой-то девичьей поп-группой. Чтобы утончённые девушки играли утончённую музыку, делали это по-настоящему. Найти подходяще выглядящих, достойно играющих и при этом разбиравшихся в теме девушек оказалось непросто, но мне это удалось - Дарина играет на синтезаторах, сэмплерах и отвечает за бэк-вокал, а Маша играет на ударных. Ударные у нас тоже своеобразные - старинная советская установка Марш, в которую внедрен современный модуль триггерной системы. Выглядит она реально круто, в отличие от современных электронных барабанов, чей внешний вид меня откровенно расстраивает, хотелось бы по виду чего-то более аналогового. Мы понимали, что три девушки - это очень хорошо, но мало. Решили, что с нами будет выступать бандурист. Нужно было, чтобы инструмент органично вписался в звучание, и это получилось, но всё равно нужно было ещё расширять состав. Однажды мне приснился сон... И я решила, что стоит добавить в состав духовых. Вспомнила про друга, с которым мы вместе играли в оркестре, позвонила ему, и уже через несколько часов музыканты были у нас в студии - два тромбона и валторна. Я люблю духовые, но не люблю трубу, так что я категорически отказалась от этого инструмента в своей музыке, равно как и от саксофона, например. Один из тромбонистов ещё играет на трембите - гуцульско-карпатский инструмент, представляющий собой трубу в два с половиной метра. Изначально это был сигнальный инструмент, оповещавший о тех или иных событиях, поэтому, вполне возможно, что он отзывается у украинцев буквально на уровне ДНК. На самых больших концертах с нами ещё играет цимбалист, правда, не на концертных цимбалах, а на гуцульских - уменьшенной, камерной версии.
Звуки: Немного вернёмся назад. Когда начинался Tomato Jaws не хотелось играть национальное потому, что модным было европейское?
Ната: В первую очередь, в то время в стране было всеобщее засилье попсы, наша задача была в том, чтобы создать какую-то альтернативу этому. Но электронная музыка само собой уходит корнями в Европу, вся электронная музыка на территории СНГ изначально вторична. Нам было непросто - не было ни подходящих залов, ни готовой аудитории, мы протаптывали новую дорожку. Позже к нам присоединились The Maneken, Gorchitza, вокалистка которых выступает сегодня как Alloise, ну и так далее.
Звуки: В начале нулевых же была сильна и украинская ...

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||