Игра «Камень — ножницы — бумага» раскрыла секреты принятия решений
Как оказалось, отклоняться от идеального выбора игроков заставляют индивидуальные психические закономерности.
Простота игры в «Камень — ножницы — бумагу» помогла учёным заметить психологические эффекты, которые заставляют игроков отходить от оптимальной стратегии выбора, ведущей к победе с наиболее высокими шансами. Результаты экспериментов опубликованы журналом Scientific Reports.

Правила игры в «Камень – ножницы – бумагу» не дают преимущества ни одному из вариантов выбора. Однако выигрыш в ней определяет не только случай, но и психология игроков. Как пишут профессор канадского Университета Райерсона Джейми Линтаг (Jaimie Lintag) и его коллеги, игра предоставляет довольно редкую возможность наглядно наблюдать, как определенные особенности психики заставляют нас отклоняться от оптимальной стратегии выбора. Ученые исследовали их, анализируя результаты игры добровольцев против компьютера.
Так, – несмотря на то, что математически обоснованная стратегия победы предлагает выбирать «камень», «ножницы» и «бумагу» с одинаковой частотой, – люди чуть чаще в (35,6 процентах случаях) отдают предпочтение «камню» – возможно, неосознанно ассоциируя эту фигуру с тяжелым и надежным орудием. К «бумаге» или «ножницам» склонностей не обнаружилось – их выбирали в 32,2 и 32,1 процентах соответственно. Кроме того, случайно проиграв в одном раунде, в следующем игроки реже, чем при простом случайном выборе, прибегали к комбинации, которая обернулась проигрышем.
Анализ сотен игровых раундов выявил и еще одну особенность. После того как фигура принесла поражение, следующая выбиралась «ступенькой ниже» (например, «бумага» после «ножниц»), а если предыдущий раунд заканчивался ничьей, то «ступенькой выше» (например, «камень» после «ножниц»). Эти тенденции сохраняются и на третьем ходу игры, хотя и менее выражены.
Авторы замечают, что лучшей стратегией, все же, остается случайный стохастический выбор, однако обнаруженные ими психологические тонкости могут использовать увлеченные игроки, вырабатывая свои подходы к победе. Возможно, подобные эффекты влияют на наш выбор и в более серьезных вопросах, включая экономические и политические.
В 2013 году в Японии был сконструирован робот, побеждающий человека в «Камень - ножницы - бумага» со стопроцентным результатом. Выигрыш достигается не с помощью определённой стратегии, а за счёт анализа движений руки человека с помощью высокоскоростной камеры.
По игре проводятся чемпионаты мира со значительным призовым фондом, которые освещаются ведущими изданиями. Существует международная федерация и официальные правила проведения соревнований.

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||