Мировая система; содержание и тенденции
В современном мире ценности, самосознание и идеология становятся важными факторами.
После распада СССР сформировалась однополярная система. США, невзирая на военное могущество и финансовой потенциал, безуспешно пытались навязать свое глобальное доминирование. Спустя почти два десятилетия начал формироваться многополярный мир, при котором ЕС, Китай, Россия и США становятся основными центрами с ассиметричными силой и влиянием, но имеющие глобальный охват.
After the collapse of the USSR, a unipolar system emerged. The U.S., despite its military power and financial potential, unsuccessfully tried to impose its global dominance. After nearly two decades, a multipolar world started to take shape whereby the EU, China, Russia and USA became the main centers with asymmetric power and influence, but holding global reach.
Распад социалистического лагеря и СССР ознаменовал конец старой и начало формирования новой эры в международных отношениях и мировой политике. Двухполюсный мир сменился однополюсным, после небольшого времени существования которого начал складываться многополярный мир. Мы попытаемся рассмотреть какие факторы влияют на формирование новой системы и каково содержание этой системы. Объем статьи не позволяет нам рассмотреть вопрос во всей его глубине.
Концептуальные подходы
После окончания «холодной войны» аналитики попытались провести концептуализацию происшедших изменений и формирующихся новых реалий. Нынешнее положение в какой-то мере можно сравнить с серединой XIX века, когда пошатнулась венская система международных отношений, в целом завершился переход от феодальной системы к капиталистической системе и шли дискуссии о путях развития общества.
Николай Данилевский полагал, что содержание всемирной истории составляет развитие культурно-исторического типа, который характеризуется следующим: первый, близкие друг другу народы составляют самобытный культурно-исторический тип; второй, эти народы должны иметь политическую независимость; третий, цивилизация одного культурно-исторического типа не передается народам другого типа; четвертый, цивилизация тогда только достигает полноты, когда ее этнографические элементы, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств; пятый, у культурно-исторических типов период роста бывает продолжительным, период цветения – коротким.
Данилевский выделил религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую деятельность культурно-исторических типов. Все предыдущие цивилизации развили только одну или две стороны деятельности. Славянский или русский культурно-исторический тип представит синтез всех четырех сторон деятельности. Особенно оригинальной чертой русского типа, по мнению Данилевского должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное решение общественно-экономической задачи, Данилевский считал борьбу с Европой неизбежной.
Макс Вебер, ищет свой ответ на вопрос о происхождении капитализма. Он заявляет, что «…именно на Западе…возникли такие явления культуры, которые развивались… в направлении, получившем универсальноезначение». Так же обстоит дело, утверждает он, «с самым могучим фактором нашей современной жизни — с капитализмом». Вебер признает, что «капитализм безусловно тождествен стремлению к наживе», вместе с т

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||