Сегодня: MSK: Курсы: 88.17 руб (-0.34)92.02 руб (-0.47) Нефть: Погода: Ясно Вечером в Москве: -5 °C..-7 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Горячие новости


Первая противовоздушная: как в русской армии появились зенитки

Первая противовоздушная: как в русской армии появились зенитки

18 марта 1915 года был сформирован первенец российской ПВО — Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту

Словосочетание «зенитная артиллерия» кажется нам сегодня настолько устоявшимся, что неспециалисту нетрудно и ошибиться, полагая, что этот вид пушек существует уже далеко не первое столетие. Между тем российские зенитки лишь в прошлом году отметили свой столетний юбилей. Это неудивительно, если учесть, что и первый самолет — то есть первая мишень для этого вида артиллерии — поднялся в воздух лишь 17 декабря 1903 года. А первая в России специализированная зенитная часть появилась на свет 18 (5 по старому стилю) марта 1915 года. Ею стала Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту, на вооружении которой стояли четыре зенитки образца 1914 года, установленные на шасси грузовиков «Руссо-Балт».

Несмотря на то что первые самолеты начали робкие полеты лишь в самом начале ХХ века, развитие авиации пошло настолько быстрыми темпами, что к началу Первой мировой войны она прочно вошла в состав вооруженных сил всех крупнейших воюющих держав. И первое место среди них принадлежало России: она имела в строю 263 самолета, в том числе 4 уникальных многомоторных дальних бомбардировщика «Илья Муромец», и оставила позади всех союзников и противников. Имея такой крупный воздушный флот, Российская империя отдавала себе отчет, что на всякое оружие найдется свой щит — и вела его разработку.

Русские военные были хорошо осведомлены о том, что за рубежом ведутся работы над противоаэропланной артиллерией. Наибольших успехов в этой области к 1910 году достигли немцы и французы, сумевшие адаптировать стоящие на вооружении пушки среднего калибра — 47 мм и 72 мм — для стрельбы по воздушным целям. Известно было в России и о том, что зенитную артиллерию с первых дней стремятся сделать максимально мобильной, для чего размещают орудия на автомобильном шасси, причем стараются бронировать машины, чтобы обезопасить личный состав.

Такой подход был совершенно логичным, и неудивительно, что в России пошли по тому же пути. Собственно, зенитной артиллерией в нашей стране занялись еще в 1901 году, когда капитан Михаил Розенберг представил проект своей 57-миллиметровой противоаэростатной пушки. Его отвергли, поскольку еще в 1890 году на испытаниях был получен опыт использования штатной полевой 76-миллиметровой пушки по воздушным целям — и опыт этот признали удачным. Но по мере развития самолетостроения становилось очевидно, что скорость аэропланов будет намного больше скорости аэростатов и дирижаблей, а зна

2000

чит, полевым пушкам, пусть и со специально обученными расчетами, с ними не справиться. И потому в 1908 году инициативная группа офицеров — слушателей и преподавателей Офицерской артиллерийской школы в Царском Селе — приступила к разработке собственно зенитного орудия.

Душой и центром этой группы стал штабс-капитан Владимир Тарновский — выпускник Михайловского артиллерийского училища, годом ранее ставший слушателем царскосельской артшколы. В 1909 году он, уже успевший проявить себя как грамотный инженер-рационализатор, закончил обучение в школе и остался в ней уже в качестве преподавателя. И, не отрываясь от обучения новых слушателей, вовсю работал над созданием первой русской зенитки. За основу для этого орудия взяли легкую 76,2 мм полевую пушку образца 1902 года, которую надлежало оснастить новым полуавтоматическим затвором и независимой линией прицеливания, а также станком, позволяющим поднимать ствол практически вертикально. Основные работы по новой пушке велись на «Путиловских заводах» под руководством инженера Франца Лендера, а Офицерская школа активно участвовала в разработке.

Поскольку создание нового типа орудий требовало и новой теории стрельбы, и новых станков, и новых элементов конструкции, работа над ним растянулась на несколько лет. Но это позволило штабс-капитану Тарновскому попутно освоить и идею размещения зениток на подвижном шасси. В 1912 году в третьем номере журнала, издававшегося в Офицерской артиллерийской школе, он опубликовал технический проект такого типа зенитного орудия, а затем обратился со своим предложением напрямую в «Общество Путиловских заводов», прося поддержать его техническими и технологическими знаниями. В 1913 году проект первой в России зенитной пушки, причем сразу с возможностью ее установки на стационарной позиции, а также на подвижной автомобильной или железнодорожной платформе, был одобрен Главным артиллерийским управлением. В июне 1914-го Путиловские заводы получили заказ на первые 12 орудий, которые официально назывались «трехдюймовая противоаэростатная пушка обр. 1914 г. Путиловского завода на автомобильной установке», а в обиходе — «пушка Тарновского-Лендера образца 1914 года», и в августе уже началась их сборка.

Пока рабочие-путиловцы собирали первые зенитки, а «Русско-Балтийский вагонный завод» — автомобили, на которых их предстояло установить, на фронт отправили другие батареи, предназначенные для борьбы с аэропланами. Их вооружили малоприспособленными для зенитной стрельбы 75-миллиметровыми морскими и 76-миллиметровыми полевыми пушками — по четыре в каждой батарее. Всего таких батарей в Кронштадте сформировали три и отправили их в Варшаву, на защиту Варшавской крепости.

Тем временем работа над первыми зенитками Тарновского-Лендера подходила к концу. Первые четыре орудия собрали в конце 1914 года и установили на пятитонных автомобилях «Руссо-Балт Т 40/65», которым на Путиловских заводах частично бронировали кузов и кабину. Но еще до конца этих работ, 18 (5) октября 1914 года Военный совет при военном министре утвердил штат Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту и определил «сформировать (по упомянутому штату и расчету числа чинов батареи военного времени) одну автомобильную батарею и содержать ее на все время настоящей войны». Совершенно естественным образом первым командиром первой специализированной зенитной части в России был назначен человек, приложивший максимум усилий для ее появления: штабс-капитан Владимир Тарновский. Это решение в министерстве обосновали необходимостью «дальнейшего усовершенствования системы на основании боевого опыта».

19 марта 1915 года, в разгар боевых действий, штабс-капитан Тарновский отрапортовал о том, что батарею можно считать сформированной: «5-го сего Марта в батарею прибыли с Путиловского завода 4 установленные на автомобили орудия для стрельбы по воздушному флоту. Орудия эти уже испытаны на главном артиллерийском полигоне стрельбою и испытания прошли хорошо. Донося о сем, прошу об отдании в приказ по школе и для донесения в Главное управление Генерального штаба, что:

1) батарею следует считать сформированной 5-го сего марта;

2) посадка на железную дорогу для выступления на театр военных действий может быть совершена 10-го сего марта;

3) что для погрузки батареи потребуется подвижной состав, состоящий: из одного кла ...

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus - Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.

Первая противовоздушная: как в русской армии появились зенитки


Опубликовано: 2016-03-18 18:55:41

18 марта 1915 года был сформирован первенец российской ПВО — Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту

Словосочетание... Подробнее »


Новости наших партнёров

Загрузка...

Свежая лента новостей

Загрузка...

Свежая лента

Loading...

Получить Виджет "Топ новости" Обновить



Новости наших партнёров


Новости наших партнёров

Загрузка...


Самое читаемое

Автомобили с пробегом

Погода в Москве - сегодня


Москва
Ясно 23 февраля в воскресенье
Вечером -5 °C..-7 °C
ветер -1 – 1 м/c северный

Ясно 24 февраля в понедельник
Ночью -10 °C..-12 °C
ветер 0 – 2 м/c северный

Ясно 24 февраля в понедельник
Утром -10 °C..-12 °C
ветер 0 – 2 м/c северо-западный

Ясно 24 февраля в понедельник
Днем -1 °C..-3 °C
ветер 0 – 2 м/c северо-западный

Киев
Ясно 23 февраля в воскресенье
Вечером -5 °C..-7 °C
ветер -1 – 1 м/c западный

Ясно 24 февраля в понедельник
Ночью -6 °C..-8 °C
ветер -1 – 1 м/c западный

Ясно 24 февраля в понедельник
Утром -8 °C..-10 °C
ветер -1 – 1 м/c западный

Ясно 24 февраля в понедельник
Днем 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Минск
Ясно 23 февраля в воскресенье
Вечером -5 °C..-7 °C
ветер -1 – 1 м/c южный

Ясно 24 февраля в понедельник
Ночью -8 °C..-10 °C
ветер -1 – 1 м/c южный

Ясно 24 февраля в понедельник
Утром -10 °C..-12 °C
ветер -1 – 1 м/c южный

Ясно 24 февраля в понедельник
Днем 0 °C..2 °C
ветер 1 – 3 м/c южный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru