Редактор «За рулём»: В России никто не отвечает за безопасность движения
П. ШКУМАТОВ: «Автопятница», с Вами Пётр Шкуматов. Хочется обсудить наболевшее, накипевшее за всю прошлую неделю. Тема касается прошедшего госсовета по безопасности дорожного движения. Прошлый госсовет был 1 лет назад. На нём ставились те же самые задачи, что и на этом. В результате всё равно Владимир Путин озвучил ужасающую статистику: 350 тысяч человек погибли на наших дорогах за 10 лет. Вдумайтесь в эту цифру! Что с этим делать, как показал этот госсовет, никто не знает. Мы обсудим эту тему с Сергеем Смирновым, редактором уважаемого издания «За рулём». Сергей у нас в студии, здравствуйте.
С. СМИРНОВ: Здравствуйте.
П. ШКУМАТОВ: Я много могу говорить на тему этой ужасающей статистики. Выписал знаковые цитаты Владимира Владимировича Путина, которые он сказал на последнем госсовете и предлагаю их обсудить. Но для начала хочется услышать Ваше мнение: эти госсоветы хоть на что-то влияют или это формальное чиновничье собрание, которое не имеет никакого результата, кроме нескольких публикаций в нескольких ведущих СМИ?
С. СМИРНОВ: Я внимательно послушал всё, что сказали спикеры и президент России Владимир Путин. Мне показалось, что это выступления чиновников, которые если и знают о проблеме, то пытаются не решить её, а рассказать, что у нас столько погибших и такие у нас главные проблемы. А как с этим бороться – никто на самом деле не предложил.
П. ШКУМАТОВ: Почему не были отправлены в отставку те чиновники, которые провалили задачи, поставленные на предыдущем госсовете?
С. СМИРНОВ: Я реально убеждён, что, как сказал Владимир Путин, с 2005 года, когда впервые был проведён госсовет и обозначены проблемы, по его словам, приняты необходимые меры, в том числе изменения в законодательстве и правилах дорожного движения, и вроде как всё должно быть хорошо. Но при этом он отметил, что в правительстве до сих пор где-то заморожены 12 из 13 законопроектов, и попросил чиновников быстрее сделать всё возможное, чтобы на ближайшей сессии они были рассмотрены депутатами Госдумы.
С 2005 года у нас статистика по дорожно-транспортным происшествиям, смертности если и уменьшается, то на смешные цифры. Проблема в том, что у нас до сегодняшнего дня нет органа, какого-то министерства или ведомства, которое было бы ответственно за безопасность дорожного движения.
П. ШКУМАТОВ: ГИБДД.
С. СМИРНОВ: Я с этим не согласен, так как оно ответственно за организацию дорожного движения, за контроль. При этом тот орган, который должен был исполнять волю государства в защите жизни и здоровья людей и граждан, на сегодняшний день отсутствует. Я бы сделал вывод, что это Минтранс в большей степени.
П. ШКУМАТОВ: Это некий надминистерский орган, как в США есть функциональная единица – царь: финансовый, транспортный царь. Некий человек или субъединица, которая бы объединяла, координировала работу Министерства транспорта, Росавтодора.
С. СМИРНОВ: И несла ответственность за неисполнение задач, которые перед всеми этими органами стоят.
П. ШКУМАТОВ: А задача – снизить смертность, повысить безопасность.
С. СМИРНОВ: Мы всегда слышим, что нам говорят: давайте снизим количество пострадавших и погибших в ДТП. Мне кажется, надо посмотреть, как это делают наши коллеги в Европе. Я всегда привожу в пример Швецию. Там говорят не о снижении хотя бы на сколько-то процентов количество пострадавших и погибших в результате ДТП. Там чётко поставлена цель, чтобы к 2020 году пострадавших в ДТП было ноль.
П. ШКУМАТОВ: Почему мы, как страна, не можем поставить эту задачу? Или не перед кем?
С. СМИРНОВ: Я думаю, что поставить можем и должны. Но вот перед кем – большой вопрос. И на госсовете обсуждался вопрос создания или определения госоргана, который будет за эту программу отвечать. У нас, к сожалению, не принята такая программа, как движение к нулю. В Швеции в 2015 году было 270 человек погибших за год.
П. ШКУМАТОВ: У них 9 миллионов человек численность населения. Нам ещё стремиться и стремиться к этому.
С. СМИРНОВ: В 2015 году у нас погибло 23 114 человек.
П. ШКУМАТОВ: И огромное количество человек, которые остались инвалидами. Ещё больше 200 тысяч человек получили тяжёлые травмы.
Пойдём по цитатами Владимира Путина. Ужасающее количество дорожно-транспортных происшествий происходит, но Владимир Путин почему-то считает, что абсолютное большинство трагедий на дорогах происходит по вине водителей. Так ли это?
С. СМИРНОВ: В большей степени да, можно согласиться. Ведь дорожно-транспортное происшествие – это не только наезд на пешеходов, но и столкновения транспортных средств. Напомню, что в 2015 году произошло 184 тысячи ДТП.
П. ШКУМАТОВ: Это с жертвами, потому что обычных ДТП миллионы.
С. СМИРНОВ: Да. При этом нужно обязательно сказать, что огромное количество ДТП, хоть формально, по мнению сотрудников ГИБДД, которые их оформляют, происходят по вине водителей, на самом деле не рассмотрены и происходят из-за дорожных условий. Это могут быть ямы, отсутствие дорожных знаков, не правильная разметка или её отсутствие, которое не позволяло водителю сделать своевременные выводы, как действовать в конкретной дорожной ситуации. Мы в журнале «За рулём» проводили опрос среди читателей, и большинство назвало причиной ДТП несоответствие разметки, знаков. Вторым пунктом идёт не соблюдение скоростного режима и небезопасная дистанция.
П. ШКУМАТОВ: Хочу у наших радиослушателей тоже спросить. Вы, как обыватель, обычный водитель, к чему больше склоняетесь: к тому, что у нас очень небезопасное вождение по нашим дорогам, велик риск погибнуть или остаться инвалидом из-за качества или несовременного состояния дорог или же вы считаете, что первичная причина – нарушение правил дорожного движения, виноваты водители. Понятно, что это всё перемешивается друг с другом, но я хочу, чтобы вы поставили приоритет.
Сергей, вопрос к Вам: всё-таки дороги или дураки? Должна ли дорога беречь дурака?
С. СМИРНОВ: Я не зря сделал заход в части опыта Швеции, там водители точно такие же: есть невнимательные, есть те, которые пренебрегают правилами дорожного движения. При этом задача государства сделать так, чтобы даже нарушающие правила дорожного движения водители и попадающие в аварии были лишены возможности получить последствия со смертями. На госсовете Владимир Путин сказал, что треть ДТП происходит из-за некачественных дорог. Самое страшное – это выезд на встречную полосу, это нужно вообще исключать. Я общался в Швеции с Андерсом Ли, главным человеком, который придумал всю систему стремления к нулю. Там «2+1»: две полосы в одну сторону, одна навстречу, и она разделена тросовым ограждением.
П. ШКУМАТОВ: 36% считают, что дороги виноваты у нас в большей степени за огромное количество смертей, которые у нас происходят, а 64% полагают, что дураки. Примерно соотношение такое же, как озвучил Путин: треть аварий происходит по вине дорог или неудовлетворительных дорожных условий.
С. СМИРНОВ: Я согласен со слушателями: дураки, безусловно, есть, и их нужно наказывать. Для тех, кто игнорирует ПДД, ведёт себя на дороге агрессивно и попадает в ДТП, ставит под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь других людей – их надо наказывать, о чём сказал Путин, нужно повышать штрафы. Но это не панацея. Если следующий госсовет у нас будет ещё через 10 лет, и там в очередной раз скажут, что повысили штрафы, у нас есть снижение, это хорошая мера, давайте ещё штрафы повысим.
П. ШКУМАТОВ: По поводу повышения штрафов хочу привести интересную статистику. У нас за повторную пьяную езду сейчас введено уголовное наказание, дикие штрафы. Но мы получили, что в 2015 году выросло число погибших в результате ДТП с участием пьяного водителя.
С. СМИРНОВ: Кого останавливают за рулём в нетрезвом виде? Одно дело, если человек после «вчерашнего» садится за руль, его беспокоит мера ответственности, которую он понесёт, и он подумает, стоит ли садиться за руль. Другое дело – тот, кто выпил уже литр, и ему всё равно, что ему за это грозит. Я был в рейде с ГИБДД города Москвы «Невод» - это кошмар, что творится на дороге. Останавливаем водителя, он в состоянии не стояния. Его спрашивают: «Вы не понимаете, что Вам за это грозит уголовная ответственность или штраф?» Он задаёт вопрос в ответ, сколько штраф? Узнаёт, что 200-300 тысяч рублей и отвечает, что лучше сядет.
П. ШКУМАТОВ: У меня нет слов. Нельзя же до безумия ужесточать.
С. СМИРНОВ: Это ни к чему не приведёт. Самое главное – не тяжесть ответственности, а неотвратимость наказания.
П. ШКУМАТОВ: Но ведь 500 рублёвые штрафы привели к тому, что вся Москва стала ездить с соблюдением скоростного режима, 800 камер.
С. СМИРНОВ: Это как раз и говорит о неотвратимости наказания, потому что с камерами невозможно договориться. Мы не берём во внимание, когда они ошибаются. Да, нужно это распространять. Госсовет и должен был происходить таким образом: мы, как члены госсовета, собираемся и смотрим, где у нас по статистике произошло снижение аварийности, что послужило причиной – установка камерой. Давайте распространять установку камер.
П. ШКУМАТОВ: Делать их дешевле, умнее.
С. СМИРНОВ: Совершенно верно, это дисциплинирует водителей. Перед пешеходными переходами, в опасных участках дорог, при поворотах устанавливайте камеры, чтобы следить. Люди будут знать, что стоит камера – значит нужно снижать скорость.
П. ШКУМАТОВ: Пусть даже штраф будет 500 рублей, не важно, какой дурак будет ехать по Москве и собирать эти пятьсотрублёвки на каждом углу.
С. СМИРНОВ: Просто зарплаты может не хватить.
П. ШКУМАТОВ: Да и зачем иметь у себя в штрафной репутации десятки штрафов. Мы видим, что именно рост или ужесточение наказания было основным в повестке дня госсовета. Очень многие высказывались: давайте ...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||