Эксперты настаивают на ошибке экипажа как основной версии катастрофы «Боинга»
Авиакатастрофа Boeing 737-800 в Ростове-на-Дону, унесшая 19 марта жизни 62 человек — 55 пассажиров и 7 членов экипажа, стала одной из немногих, когда спустя лишь пару часов в общих чертах уже было практически точно ясно, по какой причине произошла трагедия. Авиационные эксперты, которые после трагических инцидентов обычно спорят, высказывая самые невероятные версии, на сей раз были удивительно единодушны — к катастрофе привела ошибка экипажа, спровоцированная плохой погодой в районе аэродрома.
![](http://www.mk.ru/upload/entities/2016/03/20/articles/detailPicture/15/6c/c4/970577913_6838904.jpg)
«Черный ящик» сильно поврежден. Фото: mak-iac.org
Крушение произошло в 50–100 м левее взлетно-посадочной полосы. На видеозаписи катастрофы, попавшей в Интернет, видно, как самолет, двигаясь по крутой траектории, на большой скорости сталкивается с поверхностью земли.
По данным, предоставленным «МК» экспертами Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», катастрофические события во времени развивались так: первая попытка захода на посадку Boeing 737-800 оказалась неудачной, и в 1.41 по местному времени экипаж ушел на второй круг. В течение двух часов после этого самолет находился в зоне ожидания. Первоначально он набрал высоту 8000 футов (около 2450 м), через полчаса был выполнен набор эшелона полета 150 (около 4550 м). Вторая попытка выполнить посадку осуществлялась на ВПП при ветре 240 градусов 14 м/сек. с порывами до 22 м/сек. Самолет столкнулся с поверхностью земли вне пределов полосы (ближе к ее концу) в 3.43, разломился и загорелся. При этом количество топлива на борту было достаточно для выполнения полета в течение 8,5 часа. На момент столкновения с землей самолет находился в воздухе 6 часов 2 минуты. А это значит, у экипажа были все возможности для того, чтобы в условиях плохой погоды в Ростове-на-Дону уйти на другой аэродром. Но они этого не сделали.
В том, почему они приняли именно такое решение, сейчас разбираются специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Уже идет вскрытие бортовых самописцев Boeing совместно с зарубежными экспертами. Как сообщалось ранее, МАК пригласил к участию в этой работе представителей стран, так или иначе связанных с катастрофой. В частности, ОАЭ — страны регистрации компании Flydubai, выполнявшей рейс, США — страны производителя Boeing и Франции — производителя двигателей самолета.
По данным МАК, оба самописца разбившегося самолета сильно повреждены. Эксперты приступили к осмотру, вскрытию и извлечению модулей памяти из защищенных накопителей для дальнейших работ по восстановлению кабелей подключения и подготовке к копированию информации. Подготовительные работы предполагается завершить уже к концу первого дня. А вот полная расшифровка, по мнению специалистов, может занять пару месяцев.
Безусловно, без данных «черных ящиков» информация о трагедии не может быть полной, однако специалисты уже сейчас на основании имеющихся данных довольно объемно представляют себе картину случившегося. Им «МК» и предоставляет слово.
Пилот ошибся, не улетев в Краснодар
Действующий пилот одной из ведущих российских авиакомпаний Сергей КОЗЛОВ комментирует события так:
— Если погода была запредельной с точки зрения разрешенного для командира минимума, то он должен был увести самолет на запасной аэродром — Минводы, Краснодар, Волгоград… А вот то, что самолет, судя по видео, фактически падал, а не садился, может свидетельствовать о том, что он, скорее всего, потерял скорость.
![](/upload/entities/2016/03/20/articlesImages/image/93/97/8c/b9/6549737_7421037.jpg)
Фото: flightradar24
— Почему?
— Видимо, экипаж увлекся заходом на посадку, а если в этот момент произошел сильный порыв ветра, то это могло привести к неприятностям. В авиации это называется «сдвиг ветра». Он бывает положительный и отрицательный. Когда он происходит, начинается болтанка, а если в сильной болтанке потерять скорость, то самолет может свалиться в штопор. То есть происходит потеря подъемной силы на одном из крыльев — самолет заваливается на это крыло и падает.
Если командир экипажа при посадке видит, что происходит сдвиг ветра, он должен принять решение либо об уходе на второй круг, либо вообще на запасной аэродром — в данном случае в Краснодар. В таких условиях не рекомендуется заходить на посадку.
Схожее мнение высказал и летчик-испытатель, Герой России Анатолий КНЫШОВ:
— При сдвиге ветра на глиссаде (условная линия, по которой самолет идет на посадку) КВС при резкой потери скорости и отклонении от траектории снижения должен был увеличить скорость на 10–15 узлов и уходить на второй круг. На иностранных самолетах 90 процентов полетов выполняются в автомате. И автоматика довольно хорошо справляется с этой задачей.
— Могли заходить вручную?
— Могли. В случае если произошел отказ автоматики. В этом случае экипаж загнал себя в довольно сложные условия. Уход на второй круг — очень динамичный режим полета: экипажу требуется выполнение большого количества действий за доли секунд. Однако не стоит забывать, что экипаж к этому серьезно готовят. Но не исключено, что в данном случае экипаж все-таки устал, да еще и ночью... В общем, хорошего мало.
«Нельзя просто взять и закрыть аэропорт»
Сразу после катастрофы многие «знатоки» обрушились с резкой критикой на администрацию Ростовского аэропорта. Дескать, надо было закрыть его из-за плохой погоды. Припоминали и катастрофу шестилетней давности под Смоленском, в которой погиб президент Польши Александр Квасьневский. Тогда тоже погода была скверной, и именно аэропортовское начальство попало под огонь критики за то, что разрешило посадку. Но вот мнение члена экспертного совета по гражданской авиации при Росавиации, заместителя председателя МАК (2000–2008 годы) Александра КНИВЕЛЯ:
— Сейчас много говорится о том, что аэродром Ростова-на-Дону якобы следовало закрыть по погоде. Нет, это не так, это противоречит всем подходам и требованиям ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — Авт.). Аэропорт закрывают только по причине его неготовности к приему воздушных судов. Например, как после катастрофы, когда в Ростове-на-Дону разбился самолет и полоса завалена обломками. В связи с этим аэродром закрыли из-за невозможности посадки и взлета, поскольку там работает МЧС и проводятся следственные действия.
Кроме того, закрытие может быть связано и с другими техническими причинами. Допустим, в ночное время отключилось электричество, сломался генератор, и погасло все освещение взлетно-посадочной полосы. Либо у диспетчеров отказал посадочный локатор. В этом случае, конечно же, аэродром на какое-то время закроют для вылета и посадки, чтобы не подвергать людей риску. Но по погоде никто аэродромы не закрывает. Таких регламентирующих документов нет. Более того, в советские времена нас часто ругал ...
![Система Orphus](/scripts/orphrbk/img/orphrbk.png)
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||