Субсидии: вот и сказочке конец?
Сказочке о всеобщей «субсидиаризации» населения Украины приходит вполне закономерный конец, о чем недавно в том или ином виде заявили сразу несколько высокопоставленных чиновников. Как и следовало ожидать, соискателей субсидий оказалось больше, чем прогнозировало правительство.
Несмотря на громкие заявления, прежде всего Яценюка, об «амбициозной программе субсидирования», на которую в бюджете выделено достаточное количество средств, в реальности денег не хватает и бюджет уже задолжал огромную сумму по выплате субсидий. Этот долг вырастет еще больше хотя бы потому, что в 2016 году планируется дальнейшее резкое увеличение тарифов.
К тому же в очередном телевыступлении 28 февраля 2016 года Яценюк пожаловался, что государство тратит в целом на социальные выплаты и социальную помощь 365 млрд гривен, то есть втрое больше, чем все расходы на оборону и безопасность. При этом он стыдливо умолчал о том, что олигархи и олигархическое государство довели граждан до массовой нищеты, явившейся одной из причин войны и «отпадения» территорий, и теперь приходится тратиться на все более дорогостоящие социальные подачки, чтобы сохранить хотя бы минимальную стабильность на оставшейся территории страны.
Поэтому в правительстве объявили о намерении осуществить, так сказать, прореживание «поголовья счастливых обладателей» субсидий. В одном из телевизионных бенефисов Яценюк уже успел назвать это по-умному «верификацией» социальной помощи. Проще говоря, власть намерена сократить количество получающих субсидии под любыми благовидными и неблаговидными предлогами.
Причина подобных маневров очевидна, если взглянуть на следующие официальные данные.
Ошибочка вышла!
Когда начиналась вся эта вакханалия с катастрофическим повышением тарифов на электрическую и тепловую энергию, воду, водоотвод и особенно газ (причем по отдельным позициям рост составил 200-400%), в правительстве неоднократно заявляли, что субсидии придется назначать для 3-3,5 млн домохозяйств. Впрочем, уже тогда эта цифра представлялась, мягко говоря, сомнительной.
Теперь же в Министерстве социальной политики заявляют, что субсидии получили более 5,5 млн домохозяйств. Таким образом, реальное количество превысило прогнозируемый уровень чуть ли не в два раза. В итоге, по данным Государственной службы статистики, в настоящий момент государственный бюджет задолжал за получающих субсидии 14,5 млрд гривен. Но, как говорится, это «еще не вечер»!..
Напомним, что в 2016 году намечено повышение тарифов на электроэнергию дважды — с 1 марта и с 1 сентября, а также вероятное подорожание газа, теплоснабжения, вывоза отходов. В Министерстве социальной политики ожидают, что в результате намеченных на 2016 год повышений тарифов количество нуждающихся в субсидиях домохозяйств может достичь 6,5 миллиона, причем эту численность в министерстве считают максимально возможной. Еще до 1 млн семей будут получать с мая по сентябрь, то есть не в отопительный сезон, так называемые нулевые субсидии: в списке получателей субсидий они будут числиться, но реально летом получат 0 гривен, возобновится же начисление только с началом отопительного сезона.
Но, опять-таки, максимальное количество получателей, равное 6,5 млн, вызывает определенные сомнения. Если при предыдущей оценке чиновники ошиблись, повторим, на 2-2,5 миллиона домохозяйств, то вполне может статься, что и эта оценка окажется заниженной на пару-тройку миллионов семей.
Складывается впечатление, что власть не осознает всей глубины нищеты общества, а скорее всего, делает вид, что не осознает.
А ведь, по данным ООН, 80% граждан Украины оказались за чертой бедности, поскольку их доход составляет менее 5 долларов в день. Именно такая цифра считается в ООН порогом бедности. Чтобы было понятно, то по нынешнему курсу это примерно 5500 гривен на члена семьи в месяц. Едва ли такой «высокой» зарплатой могут похвастать многие даже в столице, не говоря уже о провинции!
Итак, согласно методике ООН, около 90% семей нуждаются в субсидиях. Если учесть, что, по данным Государственной службы статистики, в Украине насчитывается 15 миллионов домохозяйств, то субсидии требуются 13,5 миллиона семей. Правда, впечатляет?!
А власть делает вид, что не видит углубляющейся социально-экономической пропасти, и играется в «верификации», когда страна стоит на пороге либо неуправляемого социального взрыва, либо окончательного “утопления” в помойной яме. Развал страны будет обязательным условием при обоих сценариях.
Тщательнее надо!
Чиновники полагают, что не все получатели субсидий на самом деле являются малоимущими и нуждаются в помощи. Поэтому было принято решение привлечь фискальную службу для выяснения того, все ли получатели действительно имеют доходы ниже установленного минимума. Как заявила министр финансов Наталья Яресько, Государственная фискальная служба, формально входящая в ее ведомство, займется «чисткой рядов» получающих субсидии, каковая позволит бюджету сэкономить около 5 млрд гривен.
Затем министр выдала «перл», на который просто невозможно не обратить внимания: «Доходы пенсионеров проверить быстро, эти люди есть в базе Пенсионного фонда. А вот по трудоспособным рассылаем запросы, что занимает больше времени». Это заявление было сделано на фоне информации из Министерства социальной политики о том, что в доходы, учитываемые при назначении субсидий, планируется включить проценты по банковским депозитам.
Подобные высказывания вызывают, мягко говоря, непонимание. Действительно, данные по доходам пенсионеров содержатся в базе данных Пенсионного фонда. Но данные обо всех официально работающих точно также имеются в Пенсионном фонде, поскольку из официально выплачиваемой заработной платы удерживается единый социальный взнос, попадающий в Пенсионный фонд. Уже поэтому заявление Яресько о том, что с трудоспособными есть проблемы, вызывает вопросы.
Правда, не все официальные доходы учитываются в Пенсионном фонде, поскольку не со всех их видов взимается единый социальный взнос. Речь идет, например, о дивидендах, роялти, а также процентах по депозитам. Но данные об этих доходах имеются в налоговой службе, точно так же, как и данные об официальных зарплатах. Подчеркнем, что речь идет именно об официальных доходах, поскольку сумму и факт получения неофициальных не сможет доказать ни одна инстанция.
Что же касается учета, так сказать, «незарплатных» доходов, то условиями заполнения декларации на получение субсидий указание таких доходов, если таковые имеются, было предусмотрено как обязательное. Почему же сейчас о проверке получателей субсидий на предмет получения ими, в частности, процентов по депозитам говорится как о некоей сверхзадаче, которая выведет на чистую воду тех, кто неправомерно, по мнению правительства, получает помощь, если это следовало сделать сразу?
Приведенное выше высказывание министра финансов Натальи Яресько лишний раз подтверждает справедливость констатации, прозвучавшей в прениях после приснопамятного отчета Яценюка в парламенте. Речь шла о том, что Яресько реально не контролирует ситуацию в формально подведомственных ей налоговом и таможенном ведомствах, входящих в фискальную службу. Реально там заправляют некие персонажи еще времен Януковича, нашедшие себе хозяев среди олигархов. Сама Яресько против этого вроде даже не возражает…
А во время массового назначения субсидий осенью 2015 года все доходы их соискателей налоговая служба должным образом действительно не проверяла. По крайней мере, в ряде районов столицы от работников районных управлений труда и социальной защиты, занимавшихся назначением субсидий, довелось услышать следующее, естественно, на условиях анонимности. Управления труда и социальной защиты запрашивали налоговую службу о доходах соискателей субсидий, используя их идентификационные коды, указанные в декларации. Но фискалы отказывали в предоставлении информации, хотя по коду соискателя из базы данных налоговой службы получить данные об официальных доходах того или иного гражданина не составляет труда , по крайней мере, не должно составлять. При этом районные фискальные службы свой отказ предоставлять данные о доходах граждан в службы по начислению субсидий якобы никак не аргументировали. После этого заявления чиновников и лично министра Яресько о том, как они теперь начнут самоотверженно выявлять тех, кому, по их мнению, субсидии не положены, поскольку у них «высокие» доходы, звучат фальшиво.
О перерастании мухи в слона
Что же касается «незарплатных» доходов, с которых не взимается единый социальный взнос, то их самым массовым видом являются, несомненно, проценты по депозитам, поскольку дивиденды, роялти и прочие изыски в наших краях — скорее экзотика и их получают только представители так называемой элиты, которым субсидии не положены, да и за коммуналку чаще всего они просто не платят. Но если серьезно говорить о процентах по депозитам, налицо то, что называется «бурей в стакане». Несомненно, в Украине есть крупные валютные и даже гривневые вклады, дающие большой доход в виде процентов, но, опять-таки, количество таких вкладов весьма ограничено, погоды они не делают, а их владельцы чаще всего также не получают субсидий и не платят за коммуналку.
По данным Нацбанка, средняя величина банковского вклада составляет около 8000 гривен. Даже если допустить, что они размещаются под предельно высокие 24% годовых, то есть 2% в месяц, то “счастливому” обладателю такого вклада в месяц начисляют копеечную по нынешним временам сумму в размере 160 гривен, которую, к тому же, стараниями Яценюка и Яресько облагают подоходным налогом, составляющим с 1 января 2016 года 18%, а также «военным сбором» в размере 1,5%, то есть на руки вкладчик получит менее 129 гривен.
Указанная сумма, несомненно, представляет собой настолько «значительную» величину, что ...
![Система Orphus](/scripts/orphrbk/img/orphrbk.png)
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||