Итоги саммита ЕС: «отвратительная сделка» с Турцией, массовая депортация и эксперименты над беженцами
Очередной саммит в Брюсселе завершен 18 марта 2016 года. В отличие от обычной практики Евросоюза, мартовский саммит был посвящен не вопросам экономики и финансов, как все последние годы, а вопросу чрезвычайному — решению потрясающего ЕС уже второй год кризиса нелегальной и инокультурной миграции. Этот саммит, в свою очередь, стал продолжением и завершением предшествующего внеочередного саммита по проблеме миграции, который состоялся на уровне ЕС-Турция 7 марта 2016 года. Основная задача мероприятий на высшем уровне ЕС — это принятие т. н. «плана Меркель» по решению миграционного кризиса в Европе посредством достижения соглашения с Турцией по сдерживанию волны миграции с Ближнего и Среднего Востока на ближних подступах к ЕС вне пределов Европы. «План Меркель» предполагает закрыть «балканский маршрут» прибытия беженцев в ЕС на пороге Балкан посредством Турции. Всего с ноября прошлого года, включая два последних мартовских саммита, прошли три встречи на высшем уровне между ЕС и Турцией. Достигнутое сейчас соглашение направлено на прекращение потока нелегальной миграции через территорию Турции в Европу. Напомним, что в прошлом 2015 году из Турции посредством Греции в ЕС попали 800 тыс беженцев и нелегальных мигрантов.Несмотря на то, что днем 18 марта еще до окончания саммита руководством ЕС было объявлено, что соглашение между Евросоюзом и Турцией достигнуто, для нас очевидно, что проблемы остаются. Об этом свидетельствует лишь частичное выполнение требований Турции, которая добивалась больших преференций от ЕС за свои услуги пограничника и полицейского у европейских врат.Всего на последнем мартовском саммите пришлось преодолеть пять пунктов преткновений для достижения сделки.Первый из них касался даты начала действия основного пункта соглашения — о высылке нелегальных мигрантов из Греции — государства-члена ЕС, входящего в Шенгенское пространство, в Турцию. В конечном итоге была принята самая благоприятная для ЕС дата по принципу, «как можно скорее». На саммите было решено, что, начиная с вечера воскресенья 20 марта, все прибывающие нелегально в Грецию из Турции беженцы подлежат возвращению обратно в эту страну. Однако в соглашении условлено, что массовой депортации будет предшествовать рассмотрение всех индивидуальных запросов на предоставление убежища в Греции. Депортация в Турцию из Греции должна осуществляться в виде «организованной перевозки». Быстрая реализация сделки с Турцией была ключевой проблемой для лидеров ЕС, поскольку задержка в реализации решения была чревата риском взрывного всплеска миграции, когда мигранты из Турции повалили бы валом в Грецию, надеясь попасть в Евросоюз раньше, чем закроются его ворота. Турция пошла здесь навстречу пожеланиям Евросоюза.Однако столь быстрое решение о депортации с условием рассмотрения дел в индивидуальном порядке имеет обратную сторону. У Греции нет «мощностей» в виде необходимых помещений, судей, сотрудников для обработки данных лиц, ищущих убежище, переводчиков, наконец. Греция пока не имеет необходимой правовой инфраструктуры для организации «правильной» депортации. Поэтому Европейская комиссия заявила, что она будет содействовать направлению около 4 тыс сотрудников из других стран ЕС на помощь Греции. В Афины уже назначен специальный координатор Европейской комиссии для организации их работы на месте. Стоимость этой миссии для Брюсселя на ближайшие месяцы составит от 280 до 300 миллионов евро.На следующий день после саммита Меркель заявила, что депортация нелегальных мигрантов из Греции в Турцию начнется с 4 апреля. Она назвала это соглашение ясным сигналом нелегальным мигрантам. Правозащитники тем временем яростно протестуют против будущих депортаций, нарушающих, по их мнению, нормы международного права. Так, например, глава европейского отделения Amnesty International Иверна Макгован уже назвала предлагаемую систему обмена беженцами между Грецией и Турцией, между Турцией и ЕС юридически и морально несостоятельной «отвратительной сделкой». Другой деятель Amnesty International назвал сделку между ЕС и Турцией «мрачным днем для Европы и всего человечества». Поэтому Брюссель, Берлин и Париж должны приготовиться к неприятным сценам, когда СМИ будут транслировать массовое отчаянье и слезы депортируемых обратно в Турцию беженцев. ЕС своим «турецким соглашением» пытается покончить с системой контрабанды людей на балканском направлении миграции в ЕС. Поэтому это своеобразный психологический эксперимент над беженцами. Расчет ставится на то, что реализация турецких предложений скажется на уменьшении потока беженцев, причем, настолько, что для 28 стран ЕС их прием и расселение перестанет быть проблемой. Настоящей же целью на самом деле являются контрабандисты в Турции, промышляющие переправой беженцев на греческие острова. Вопрос ставится так: какой смысл беженцам платить контрабандистам за то, чтобы перебраться из Турции на греческие острова, зная, что их все равно вернут обратно? Сирийцы же, которые по своему положению могут претендовать на убежище в ЕС, окажутся в особенно невыгодном положении по сравнению с теми соотечественниками, которые получат легальную возможность перебраться в Евросоюз из турецких лагерей беженцев. Ведь для беженцев лучше ждать своей очереди, чтобы попасть в Европу, чем пробираться туда по собственному почину, пользуясь услугами контрабандистов. Соглашение ЕС-Турция об обратной депортации предполагает подрыв криминального бизнеса по переправке нелегальных мигрантов в ЕС. Однако турецкие контрабандисты могут освоить другие альтернативные Греции пути — прямо в Италию или в Албанию и Хорватию. Правда, это будет дороже и потребует более серьезных плавательных средств, чем простые надувные резиновые лодки. Поэтому очевидный резон в операции обмена беженцами есть.Вторая проблема. Депортация из Греции предполагает обмен беженцами. То количество беженцев граждан Сирии, которые будут депортированы в Турцию из Греции, ЕС обязуется принять к себе из Турции в организованном порядке. В нынешнем виде соглашение предусматривает прием ЕС всего 72 тыс сирийцев. Означенное количество, заметим, это месячная норма прибытия беженцев в одну лишь Германию в прошлом году. Сейчас в Брюсселе и Берлине планируется, что на первом этапе для легального приема сирийцев в ЕС будет использовано 18 тысяч мест из числа тех, которые были согласованы летом прошлого года в рамках программы расселения мигрантов. Если этого окажется недостаточно, то на втором этапе может быть использовано еще 54 тысяч мест, которые пока не поделены на квоты в рамках программ расселения беженцев по странам ЕС. Предполагается, что в случае исчерпания общей квоты в 72 тысяч мест Турция вступит в консультации с ЕС. Согласно соглашению с Турцией, страны ЕС готовы переселять сирийских беженцев на основе один к одному непосредственно из этой страны, но ведь дальше мигранты должны распределяться между государствами-членами на основе согласованных квот. Однако главы правительств Венгрии и Словакии после саммита в Брюсселе опять заявили, что их страны не будут прин ...
![Система Orphus](/scripts/orphrbk/img/orphrbk.png)
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||