Интервью с бизнес-омбудсменом Альгирдасом Шеметой: Финансовый эффект нашей работы с бизнесом уже составил 3 млрд грн
- У вас большой опыт работы в экономике, вы дважды занимали должность министра финансов в Литве. Расскажите, почему вы согласились на пост бизнес-омбудсмена в Украине?
- Да, это было непростое решение. Я еще работал членом Европейской комиссии по налогам, таможне, борьбе с мошенничеством, аудиту и статистике. И работая там, следил за тем, что происходило в момент Революции достоинства. И, конечно же, имел довольно полную картину происходящих событий. И персонально считал, что все происходящее в Украине будет иметь большое влияние как на дальнейшее развитие событий в Европе, так и будет иметь геополитические влияние на развитие событий во всем мире. Конечно, хотелось как-то принять участие непосредственно и практически. То есть, не какими-то советами, а сделать что-то практическое. И так случилось, что после завершения моей работы в ЕК получил приглашение от ЕБРР заняться этой работой в Украине. И эта работа как раз является практической, где ты можешь видеть, что реально происходит в сфере бизнеса, а также влиять на многие процессы. Поэтому я решил, что могу здесь сделать свой практический вклад в прогресс Украины.
- До вас в Украине офиса бизнес-омбудсмена не было. То есть вам пришлось с нуля создавать структуру, которая бы соответствовала европейским стандартам. Что было сложно, что было легко?
- Действительно, когда я был назначен в декабре 2014 года, был первым сотрудником этой институции. Это новая институция, которая была создана совместно правительством Украины, международными финансовыми институциями, а также пятью крупнейшими бизнес-ассоциациями. Они все подписали меморандум о борьбе с коррупцией, и ключевая часть этого меморандума как раз говорила о создании такого института. И, конечно, наладить всю эту работу не было легко. Пришлось столкнуться с серьезными бюрократическими проблемами при регистрации учреждения, затем вся логистика, найм сотрудников. И это бы нелегкий период, первые месяцы пребывания в Украине, но мы смогли все сделать, я думаю, очень быстро. Мы начали в январе, а уже 20 мая 2015 года объявили о приеме жалоб от бизнеса. То есть, за 4 месяца наладили всю работу фактически с нуля. Думаю, для Украины это хороший результат.
- Вы работали министром финансов, еврокомиссаром, – то есть, можете сравнить особенности ведения бизнеса в Украине и за рубежом. На ваш взгляд, какие плюсы-минусы для бизнеса видите в нашей стране?
- Украина имеет большой потенциал развития. Это одна из самых больших стран Европы с крупным и незаполненным рынком. Если смотреть с экономической точки зрения, то девальвация нацвалюты снизила затраты на содержание бизнеса. И это делает страну привлекательной для бизнеса. Но есть много препятствий. Изначально это коррупция. Украина находится на 130 месте в рейтинге Transparency International. Кроме того, сама бюрократия и ее отношение к бизнесу очень отличается от развитых стран ЕС. Ведь там госслужба служит бизнесу, а здесь остаются традиции того, что бюрократы важнее бизнесменов. Также экономика Украины мало реформировалась за годы независимости, поэтому она остается по-прежнему высоко зарегулированной, по сравнению с теми же странами Прибалтики. Поэтому здесь условия ведения бизнеса с регуляторной точки зрения более сложные. Нельзя не сказать и о культуре ведения бизнеса, и тут отличие от балтийских стран заключается в том, что компании не привыкли сотрудничать с конкурентами. Здесь нормальным явлением считаются рейдерские атаки, попытки устранить конкурента при помощи силовых структур, и другие негативные явления.
- С какими в основном проблемами обращаются предприниматели к вам? Это в основном крупный или мелкий бизнес?
- В принципе, мы не делаем препятствия бизнесу, он может обратиться по любым проблемам, которые бизнес имеет в отношениях с госорганами или госпредприятиями. И не делаем ограничений по величине бизнеса – к нам обращаются и крупные, и мелкие компании. Но по нашим расчетам, около 80% жалоб приходит от мелкого и среднего бизнеса, а 20% – от крупного. К нам также обращаются компании с иностранным капиталом – они составляют 10% от всех жалоб.
Если говорить о тех вопросах, по которым чаще всего жалуются. Львиная доля проблем касается налоговых и таможенных вопросов – это 45% в структуре жалоб. Эти проблемы находятся на первом месте в списке препятствий для работы бизнеса. То есть, в этот перечень входят неправомерные налоговые проверки, возмещение НДС, электронное администрирование и т.д. Что же касается таможни, то здесь в основном включаются вопросы, связанные с оценкой стоимости грузов. То есть, речь идет о разногласиях, когда стоимость грузов оценивают не по контракту, а по собственной оценке. Кроме того, есть проблемы с задержками при пересечении границы или в ходе процедуры растаможки. Еще сюда можно включить уголовные дела по налоговым и таможенным вопросам.
Но в целом нельзя назвать случайностью то, что жалоб на эти органы больше всего. Ведь бизнес в своей ежедневной деятельности чаще сталкивается с этими органами.
Далее в структуре жалоб следуют силовые структуры, прокуратура, полиция, СБУ – на них приходится 13% всех претензий. То есть, эти проблемы занимают второе место в структуре жалоб бизнеса. Это в основном вопросы, связанные с открытием уголовных производств, неправомерным поведением при обысках, арестом счетов или имущества, невозвращением имущества по решению суда. И, вообще, у меня создается впечатление, что в Украине очень много используется уголовное право против бизнеса. Даже в некоторых своих выступлениях называю это национальным спортом в Украине. Так как, все-таки, уголовное право – это крайний метод взаимодействия с бизнесом. Здесь же это происходит очень часто. И часто, к сожалению, те же сотрудники силовых структур действуют как своеобразные бизнесмены, используют и превышают свои полномочия в целях собственного обогащения.
После следуют контролируюзщие органы, которые проводят регулярные проверки бизнеса. На них проходится 10% всех жалоб. То есть, этот вид проблем занимает третье место в списке претензий бизнеса. Сюда можно внести, например, деятельность пожарных, СЭС, защитников окружающей среды и т.д. Таких органов контроля в Украине очень много и на их действия бизнес тоже много жалуется.
Затем по количеству жалоб от бизнеса следует местное самоуправление – это 6% всех претензий. Здесь идут вопросы, связанные с арендой земли, разрешениями на торговлю. Кроме того, в этот перечень включены инвестиционные споры, когда бывают крупные договора по инвестициям при строительстве. И в итоге возникают споры по выполнению этих договоров.
И, наконец, 5% жалоб бизнеса касаются Министерства юстиции. Здесь есть вопросы, связанные с регистрацией бизнеса, правом на собственность, выполнением судебных решений.
Вот все перечисленные сферы составляют почти 80% всех жалоб бизнеса. Но, наверное, у нас нет такого госоргана, на который бы бизнес не жаловался. Но по другим ведомствам жалоб у нас меньше – они составляют 20%.
![](http://www.segodnya.ua/img/forall/users/2302/230267/.jpg_35.jpg)
- Сколько всего у вас работает человек? Ведь исходя из потока жалоб, создается впечатление, что их невозможно решить. Какова процедура решения вопросов? Сколько проблем вообще удалось решить?
- Если говорить о статистике с 20 мая 2015-го по 29 февраля 2016-го, то есть фактически с начала работы нашей структуры, мы получили 679 жалоб. И открыли по ним 391 расследование. То есть, рассмотрели эти жалобы по существу. И закрыли 233 жалобы. Это 60% всех открытых кейсов. И в 109 случаях проблема была полностью решена для бизнеса. В 73 случаях мы выдали рекомендации госорганам, что они должны сделать для решения проблемы. И когда мы выдаем рекомендации, это не значит, что мы забываем о вопросе. Потом мы мониторим их выполнение. И окончательно завершаем работу, когда рекомендации выполнены. То есть, 73 рекомендации находятся в стадии мониторинга. И в 51 случае нам пришлось отклонить саму жалобу, потому что мы считали, что госорган прав в принятом решении. Или бизнес не сотрудничал достаточно, чтобы можно было решить его проблему. Или в ходе рассмотрения дела предприниматель обратился в суд. А наши правила говорят, что в таком случае мы прекращаем рассмотрение жалоб, потому что тогда она переходит в ведение судов.
И в рамках данной статистики жалоб прямой финансовой эффект составляет 3 млрд грн. То есть, это когда бизнес вернул НДС, аннулированы штрафы по налоговым или таможенным вопросам и т.д.
Но кроме финансового эффекта, есть нефинансовые последствия. Мы имеем случаи закрытия уголовных производств после нашего вмешательства. Или когда бизнес получает разрешения или лицензии после того, как долгое время госорганы этого не делали. Или были уволены сотрудники из госорганов после нашего вмешательства. Но это решение принимает сам госорган.
Но стоит отметить, что мы занимаемся не только расследованием конкретных дел, но также систематизируем то, что к нам поступает. И готовим системные рекомендации в разных сферах. Вот за три квартала прошлого года мы подготовили шесть отчетов – связанных с подключением бизнеса к электричеству; с проблемами, с которыми бизнес сталкивается вследствие АТО; по проблемам, с которыми бизнес встречается в рамках международной торговли; по администрированию налогов; по действиям природных монополий, это связано с подключением к воде, газу и т.д. И последний отчет – это по действиям силовых структур в отношении бизнеса. И потом работаем с госорганами, чтобы эти рекомендации были выполнены. И, например, по вопросам АТО, а отчет был опубликован в июне 2015-го, уже все рекомендации выполнены. По остальным работа ...
![Система Orphus](/scripts/orphrbk/img/orphrbk.png)
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||