Почему ДНР/ЛНР до сих пор официально не признаны террористами
Термины "террористы" и "террористическая организация" основательно закрепились в СМИ и лексиконе политиков как описание для российских группировок боевиков ДНР/ЛНР. Но иногда высказывания некоторых представителей власти заставляют усомниться в соответствии терминологии реальной ситуации.
Например, вице-спикер Верховной Рады Оксана Сыроид заявляет, что в Украине нет юридического механизма признания организаций террористическими, а глава Луганской ОВГА Георгий Тука сообщает, что в Луганской области украинский суд оправдал сепаратиста, поскольку "ЛНР не признана террористической организацией". Прокурор Луганской области сетует: суды отказываются выносить заочные решения против верхушки ЛНР и ДНР, потому что нет законодательной базы. В то же время СБУ называет эти организации именно террористическими.
Корреспондент ЛІГА.net разбирался, почему до сих пор не определен порядок признания организации террористическими.
Верховная Рада: инфантилизм или трезвый расчет
Законопроект, упрощающий процедуру признания ДНР и ЛНР террористическими организациями (проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты о признании организаций террористическими N1840), внесенный в парламент еще в январе прошлого года, принят депутатами только в первом чтении, а в январе этого года был снят с рассмотрения.
Законопроект с аналогичными задачами о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования механизмов борьбы с терроризмом, зарегистрирован в Раде в феврале прошлого года, внесен в повестку дня сессии в марте, но до сих пор не рассматривался.
Вместе с тем парламент обращается к международному сообществу с призывом признать ЛНР и ДНР террористами, с аналогичной просьбой СНБО поручает правительству обратиться в Гаагский трибунал, глава МИД заявляет об инициировании рассмотрения этого вопроса в СБ ООН. Тем самым Украина, судя по всему, является единственной страной в мире, обращающейся в международные правовые инстанции с просьбой решить проблему, даже не попытавшись решить ее в собственном юридическом поле.
Напомним, необходимость принятия законопроекта N1840, согласно пояснительной записке к нему, обосновывалась целью определения на законодательном уровне порядка признания организации террористической. Потому что на тот момент в украинском законодательстве такой порядок отсутствовал.
Внесению правительством в парламент этого документа предшествовало озвученное на заседании Кабмина поручение премьер-министра Арсения Яценюка Минюсту, Генпрокуратуре и СБУ обеспечить признание ЛНР и ДНР террористическими организациями. Премьер даже обратился к международным организациям и западным партнерам с призывом признать ЛНР и ДНР террористами. Правда, на политическом уровне.
Проектом закона 1840 предполагалось, что СБУ в рамках проведения мер по борьбе с терроризмом будет инициировать перед органами прокуратуры вопрос о подаче иска в Высший административный суд, а суд уже будет принимать решение о признании организации террористической. В экстренных случаях, если террористическая деятельность организации привела к возникновению кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины, такая организация могла признаваться террористической решением СНБО.
Но в этой редакции законопроект отказалось принимать парламентское большинство, настояв на том, чтобы в него были внесены изменения, согласно которым право признавать организации террористическими должно быть отдано Верховной Раде по представлению СНБО.
Однако, согласно заключению Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, текст законопроекта в такой редакции не согласуется со статьей 85 Конституции Украины, которой определены полномочия Верховной Рады, среди которых нет такого, как признание организации террористической.
Кроме того, комитет счел внесудебный порядок признания организации террористической сомнительным, поскольку законом должны быть предоставлены гарантии обеспечения права на защиту и обжалование такого решения. "Принятие проекта в предложенном виде создаст на практике правовую коллизию. Закон о борьбе с терроризмом допускает только судебный порядок признания организации террористической. Изменения в указанный закон не предлагаются, а значит - в случае одобрения проекта будут существовать одновременно два порядка признания организации террористической", - сказано в выводе комитета ВР.
Вместе с тем комитет обратил внимание законодателей на то, что 13 февраля 2015 года в парламент народными депутатами Оксаной Сыроид, Виктором Чумаком, Викторией Сюмар и Андреем Кожемякиным был подан проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию механизмов борьбы с терроризмом (N2139), который фактически является альтернативным проекту 1840. Этот документ, по словам Сыроид, был разработан совместно с Минюстом и МИД Украины. Им предлагается предоставить право СБУ обращаться в Верховный суд с представлением о признании организации террористической. Это, по мнению комитета, не противоречит положениям Конституции, в отличие от положений законопроекта 1840.
Проект 1840 был признан утратившим актуальность, снят с рассмотрения, а в повестку дня сессии внесен проект 2139.
С тех пор прошло уже больше года, а документ так ни разу и не выносился на голосование в парламенте. Почему? Один из его авторов нардеп Сыроид утверждает, что рассмотрение законопроекта блокируют СНБО и комитет Верховной Рады по вопросам безопасности и обороны, который возглавляет вовсе не какой-нибудь фанат "русского мира" из Оппоблока, а заместитель главы фракции Народного фронта Сергей Пашинский.
В СНБО заявление Сыроид назвали свидетельством ее некомпетентности, подчеркнув, что у аппарата совета отсутствуют какие-либо возможности и механизмы блокирования или ускорения прохождения законопроектов.
Глава комитета по вопросам нацбезопасности Сергей Пашинский в письме Сыроид, копия которого располагает редакция ЛІГА.net, поясняет: законопроект 2139 не мог рассматриваться в парламенте, когда еще был актуален законопроект 1840, касающийся тех же вопросов, но предполагающий другой подход. После того, как проект 1840 3 февраля 2016 года был снят с рассмотрения, появились основания для рассмотрения проекта 2139 по сути, говорится в письме. Пашинский отмечает, что теперь этот документ будет рассмотрен на заседании комитета.
Механизм есть
Однако, вопреки мнению правительства и народных депутатов, в Украине, оказывается, все же есть юридический механизм признания организации террористической. Учитывая весьма оригинальную логику взаимодействия органов власти, неудивительно будет узнать, что такого мнения придерживается, например, МИД, который принимал участие в разработке обоих вышеупомянутых проектов законов.
"Согласно украинскому законодательству, организации (образования), которые не зарегистрированы юридическими лицами в уст ...
![Система Orphus](/scripts/orphrbk/img/orphrbk.png)
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||