Профессор кошмаров Босх приглашает в сад земных наслаждений
В центре дизайна ARTPLAY открылась мультимедийная выставка “Босх. Ожившие видения”. Откровенная, смелая и провокационная экспозиция развернулась в двух залах.
На экранах - самые знаменитые работы, наполненные эротическим и философским подтекстом. Среди них, как доминанта - триптих Сад земных наслаждений художественный ребус, головоломка, которую оставил Босх своим потомкам. Художник поместил на это полотно человечество, пойманное в ловушку своих грехов. Смогут ли все эти персонажи найти выход? И нуждаются ли они в прощении создателя? Ответы современному зрителю найти непросто. Однако, организаторы выставки установили в залах специальные экраны, с помощью которых можно увеличить фрагменты картины и прочитать пояснения, объясняющие появление героев и положения их тел на картине.
Иероним Босх - один из самых знаменитых и таинственных живописцев в истории западного искусства. Его имя овеяно слухами и тайнами не только из-за фантастических сюжетов его картины. Дело в том, что о Босхе нет никакой информации, кроме той, что он всю жизнь провел в голландском городе Хертогенбос и умер 500 лет назад. Сколько работ в его архиве? Русскоязычные источники говорят - 40, европейские причисляют к его кисти едва ли пять картин. Ни одну из них он не подписывал и не давал названия.
- В конце XV века появились невероятные по своему сюжету работы с необыкновенными персонажами, которых не было в истории искусства того периода, - говорит куратор выставки Яша Яворская. - К тому же, наряду с мифологическими животными на его картинах есть и реальные, которые никаких образом не могли попасть в его родной город Хертогенбос. Откуда эти знания у Босха? Откуда он черпает вдохновения, не выезжая из своего города? - задается вопросом куратор.
И по сей день люди не прекращают задумываться: что же Босх хотел сказать своими сюжетами? Исследователи его творчества пытались объяснить его картины с точки зрения теории Фрейда, алхимии, философии, астрологии. Рассматривая его картины, замечаешь и религиозный подтекст.
- Босх был страшно религиозен. Он страшно возмущался, что его современники губят душу и писал их портреты, нарочно преувеличивая их пороки, - объясняет куратор выставки.
Будучи популярным и модным уже при жизни, Босх породил огромное количество подражателей. Среди его последователей Дали и Брейгель.
Мультимедийная часть выставки похожа на карнавал ужасных и одновременно притязательных образов живописца. Пощекотать себе нервы, задуматься над вечными ценностями и попытаться окунуться в страшные фантазии профессора кошмаров москвичи могут до 31 мая.
![Система Orphus](/scripts/orphrbk/img/orphrbk.png)
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||