Режиссеры-постановщики смогут получить дополнительные гарантии защиты их прав на спектакли
Екатерина Добрикова
Об этом на прошлой неделе в рамках XVI Форума по интеллектуальной собственности заявила заместитель руководителя аппарата комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Госдумы Ольга Рузакова. Сейчас режиссеры театра не рассматриваются в качестве авторов постановки представлений, хотя в современном театре они являются не только организаторами. Благодаря их творческому труду все элементы сценического искусства воплощаются в единый сложный объект, – комментирует эксперт.
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством указанные лица, также как артисты-исп
b50
олнители и дирижеры, обладают лишь смежными правами на исполнение (ст. 1304 ГК РФ). То есть результаты их творческой деятельности охраняются только после того, как была осуществлена звукозапись или радио-телетрансляция спектакля. А, значит, после постановки представления в него могут быть внесены любые изменения без предоставления режиссеру какой-либо компенсации.
Тем не менее, по мнению Ольги Рузаковой, творческая деятельность режиссеров-постановщиков спектаклей заметно отличается от деятельности артистов и в какой-то степени схожа с деятельностью кинорежиссеров, которые обладают исключительным авторским правом на свои произведения (ст. 1263 ГК РФ).
По ее словам в настоящее время обсуждается три способа решения сложившейся проблемы.
О том, на какой период заключается лицензионный договор, который предусматривает использование результата интеллектуальной деятельности в составе театрального представления, узнайте в материале Срок действия лицензионного договора в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ1В ст. 1259 ГК РФ в числе объектов авторских прав могут быть включены театральные, эстрадные, кукольные и иные спектакли. При этом правовой режим спектакля предлагается закрепить в отдельной статье по аналогии с аудио-визуальными произведениями.
2Принадлежность смежных прав на постановку в качестве объекта совместного исполнения может быть закреплена исключительно за режиссером-постановщиком спектакля (ст. 1314 ГК РФ). Таким образом, осуществление этих смежных прав станет прерогативой режиссера, если иное не будет предусмотрено соглашением между ним и исполнителями. Одновременно с этим предлагается ввести режиссерские сценарии в ст. 1259 ГК РФ в качестве отдельного объекта авторских прав. 3Могут быть усилены права режиссеров-постановщиков на неприкосновенность спектакля и на его публичное исполнение как на объект смежных прав. Но не все предложения являются бесспорными. Так, если спектакли будут включены в число объектов авторских прав, появится необходимость исключить из числа смежных прав деятельности режиссеров-постановщиков. Не стоит забывать, что у нас есть международные договоры и обязательства. В частности, Договор о Евразийском экономическом союзе, который в числе объектов смежного права называет деятельность режиссеров-постановщиков (п. 6 приложения № 26 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). То есть потребуется вносить изменения в международный договор, что не так-то просто, – уточняет Ольга Рузакова. В свою очередь, закрепление прерогативы режиссера-постановщика на спектакль как на объект смежных прав ограничит права исполнителей спектаклей, что также представляется не вполне обоснованным. Окончательное решение, по словам эксперта, примет рабочая группа, в которую вошли как известные режиссеры-постановщики, так и специалисты в области интеллектуальной собственности и депутаты. Разработанный по результатам работы законопроект должен поступить в Госдуму в ближайшее время.
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||