«Такая вот проктология»: как советская подлодка таранила авианосец США
Москва, 21 Марта 2016, 23:31 — REGNUM
По русской поговорке «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали» можно не только речь оттачивать, но и мастерство адмиралтейства. На ошибках учатся. И хорошо, когда эти ошибки не приводят к трагическим последствиям. К такой ситуации можно отнести столкновение советской атомной подводной лодки «К-314» проекта 671В «Ерш» и американского авианосца «Китти Хок», произошедшее 21 марта 1984 года в Японском море. Тогда мир облетела сенсационная весть — советская атомная подводная лодка всплыла в центре авианосной ударной группы ВМС США и протаранила авианосец «Китти Хок». Предполагают, что в момент аварии на борту корабля было несколько десятков ядерных боеприпасов, а на подводной лодке, вероятно, две торпеды с ядерной головной частью.
Возмутители глубин
4 / 24
21 марта 1984 года. Подводная лодка К-314 в операционной зоне авианосца «Китти Хок»
7c68
Инцидент со столкновением произошел более 30 лет назад, в самый разгар холодной войны. Поэтому уже тогда оброс противоречивой информацией. Но если исследовать свидетельства и рассказы очевидцев, однозначный вывод можно сделать только о том, что сам момент столкновения не был управляемым ни силами ВМС США, ни советской стороной. А история «ушлой» К-314, которой удалось «заползти под брюхо» американскому авианосцу, стала почти хрестоматийной и вдохновила на написание многочисленных статей и даже книг. Одну из наиболее известных — «Возмутители глубин. Секретные операции советских подводных лодок в годы холодной войны» — в 2009 году издал Николай Черкашин. Советской подлодке «К-314» посвящена глава «КИТТИ ХОК» УХОДИТ В ЙОКОСУКУ». Ее и по сей день перепечатывают и обсуждают на различных форумах. Дело в том, что именно Николаю Черкашину удалось найти и записать воспоминания Владимира Евсеенко — того самого капитана, который 21 марта 1984 года не заметил, что его АПЛ всплыла для наблюдения прямо под самым носом «Китти Хок».
«Такая вот она, Русь… Встретишь в тверском лесу деда-грибника из окрестной деревни, разговоришься, и выяснится, что дед этот в своем прошлом — бывший командир атомной подводной лодки, капитан 1-го ранга в отставке. И что это именно он таранил американский авианосец «Китти Хок» в годы холодной войны…», — пишет Николай Черкашин и приводит рассказ командира К-314, тогда капитана 2-го ранга Владимира Евсеенко почти в дословном изложении.
8 / 24
Авианосец «Китти Хок» в походе, 1984
Чтобы понять, в каких условиях пришлось действовать капитану, Николай Черкашин напомнил, что 1984 год был не самым спокойным на планете. «На Ближнем Востоке пылает война между Ираком и Ираном В Индии убита премьер-министр Индира Ганди. Смута в Польше — столкновение гданьских рабочих с полицией. В самом разгаре подводные походы по Великому циклу. А тут в Японское море вошла целая американская эскадра во главе с ударным авианосцем «Китти Хок», — напоминает в своей книге Николай Черкашин. Он полагает, что в сложившейся ситуации советский Тихоокеанский флот не мог оставить без внимания объект водоизмещением 76 тысяч тонн с многотысячным экипажем и почти сотней самолетов, сопровождаемый несколькими крейсерами и эсминцами. Тем более, что американцы не просто плавали, а проводили учения, отрабатывая взаимодействие с кораблями Японии и Южной Кореи под кодовым названием «Тим Спирит-84» («Командный Дух»).
«В полигоне боевой подготовки получаю радио: «Подготовить ПЛА к длительному слежению за АУГ США». Я надеялся, что командование передумает — ведь мы еще как следует не отработаны — и на слежение пойдет «ревущая корова», подводная лодка 627-го проекта. Но командир нашей 26-й дивизии, контр-адмирал Белоусов был непреклонен: «Пойдете вы!». Вечером вернулись в базу — в бухту Павловскую — и загрузились по боевому варианту «поиск и длительное слежение», — вспоминает капитан Владимир Евсеенко.
20 / 24
Подводная лодка проекта 671РТМК «Щука» Б-138 «Обнинск»
Далее известно, что «К-314» вышла из базы 10 марта и направилась в центральную часть Японского моря. Через четыре дня ей удалось обнаружить авианосную ударную группу ВМС США. Наблюдение за авианосцем велось с переменным успехом в течение последующих 7 суток.
По сообщениям американской стороны, советскую подводную лодку на протяжении нескольких дней обнаруживали несколько раз, 15 раз была произведена имитация ее уничтожения. Об этом сказано и в книге «ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы часть I» (автор В.В. Костриченко, Б.А. Айзенберг/, — прим. ИА REGNUM ). «В течение нескольких дней (по сообщениям американской прессы) корабли эскорта неоднократно обнаруживали «К-314» и после пятнадцатикратной имитации ее уничтожения — намеренно оторвались от подводной лодки. Для этого авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. «К-314» оставалась вне территориальных вод и, потеряв контакт с авианосцем, вела его поиск», — пишут авторы.
«Ерш» в тумане
Обнаружение авианосца затруднили туман и плохая связь. 20 марта «Ерш» был вынужден около часа «болтаться» на перископной глубине.
«Американцы затаились и соблюдают полное радиомолчание. Возможно, они почуяли, что мы следим за ними из-под воды. Ведь когда я врубил самый полный, шумность нашей К-314 резко возросла. Могли нас засечь, когда я час болтался на перископной глубине в ожидании квитанции. Так или иначе, но на «Китти Хок» не работали даже приводные радиомаяки, это значит, прекратили полеты. Подсвплываю и даю радио на берег: «Потерял контакт с АУГ». Вскоре получаю с берегового КП широту, долготу, генеральный курс и скорость ударной группы», — пояснял капитан советской подлодки Владимир Евсеенко. К утру 21 марта к туману добавляется дымовая завеса. При всплытии команда К-314 наблюдала, как американские корабли уходили под прикрытие островов.
«Елозил часов десять в ожидании, когда они снова выйдут в открытое море. Однако американцы легли в дрейф. Жду. Веду радиоразведку. Замерили гидрологию. Командир гидроакустической группы доложил, что проходимость звуковых волн по первому типу. Для нас — плохая гидрология, поскольку зона наилучшей слышимости находится выше 50 метров, то есть выше нашей безопасной глубины. Все против нас», — вспоминает Владимир Евсеенко.
13 / 24
Всплытие подводной лодки проекта 671 «Ёрш»
Между тем, до легендарного всплытия советской подлодки под носом «Китти Хок» остается всего насколько часов.
«В 22.10 всплываю на перископную глубину для очередного сеанса связи. Осматриваю правый и левый курсовые углы. На 90 градусов слева визуально обнаруживаю всю авианосно-ударную группу. Множество бортовых огней. Танкер заправляет корабли. Дистанция 20−30 кабельтовых. Идем контркурсами, то есть навстречу друг другу. Срочное погружение!», — так описывает произошедшее капитан.
Американские моряки, находившиеся на авианосце, в этот момент почувствовали сильный удар. Некоторые даже шутливо спорили между собой: «то-ли с китом столкнулись, то-ли с субмариной». (Многочисленные свидетельства тому можно найти на многих американских интернет ресурсах/, — прим. ИА REGNUM ). Но тогда они и представить не могли, что «Китти Хок» получил подводную пробоину размером почти 40 м. от советской атомной подводной лодки. Причем, дыра образовалась не где-нибудь, а в районе самолётного бензобака с правого борта. «Дырка образовалась от нашего винта и как раз в районе цистерны авиационного топлива. Через нее вытекло несколько тысяч тонн авиакеросина. Как он у них там не вспыхнул — одному богу известно. Всем повезло — мы не затонули, они не сгорели», — вспоминал позднее капитан советской подлодки Владимир Евсеенко.
11 / 24
...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||