Открывая Гавану: что ждет американских инвесторов на Кубе
Барак Обама приехал открывать Кубу для американского бизнеса — в страну вместе с ним уже заходит Google. Туризм и телеком среди первых сфер для инвестиций
Президент США Барак Обама в воскресенье прибыл на Кубу, став первым американским лидером, посетившим остров за последние 88 лет. Помимо переговоров и встреч в понедельник в программе визита значится и обращение президента к кубинскому народу, которое будет транслироваться по национальному телевидению.
Свою речь Обама использует для призыва к улучшению ситуации с правами человека на Кубе, но экономические последствия исторического визита для простых кубинцев будут иметь куда более важное значение. На прошлой неделе власти Кубы уже объявили об отмене 10-процентного налога на пользование долларами США на своей территории, а американский Минфин предоставил кубинским гражданам возможность официально получать зарплату в США и открывать счета в американских банках. Тогда же было принято решение разрешить «индивидуальный образовательный туризм» на остров — свободное посещение Кубы для американцев по-прежнему недоступно, как и в 1963 году, когда Вашингтон ввел запрет на путешествия как продолжение санкций.
Кубинская оттепель
Визит Обамы — финальная часть процесса потепления в отношениях между двумя странами. В декабре 2014 года Обама объявил о «новом подходе» в отношениях с Кубой, хотя, как говорит РБК замдиректора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников, подготовительная работа по восстановлению отношений началась в начале 2013 года.
Американский и кубинский лидеры провели первые за 50 лет переговоры в апреле прошлого года, в июле страны восстановили прерванные в 1961 году дипотношения. Главным ограничением, которое пока не снято, остается запрет на экспорт товаров из Кубы в США, отменить эту меру может только Конгресс США.
Прогресс в отношениях между США и Кубой оказался возможен благодаря реформам Рауля Кастро. Получив в начале 2008 года полномочия главы государства, он пошел на либерализацию: уже в апреле разрешил жителям острова покупать персональные компьютеры, летом — арендовать земельные участки сроком на десять лет. В последующие годы была разрешена «самозанятость» для 178 различных типов работ, что означало легализацию малого бизнеса (число «самозанятых» сейчас составляет уже 496 тыс. человек, или 4,5% населения страны). Кубинцам разрешили покупать и продавать подержанные автомобили, торговать недвижимостью, госбанки стали выдавать займы частным лицам, свободно выезжать из страны.
Меры по либерализации касались и привлечения иностранных инвестиций. Весной 2014 года кубинские власти приняли новое законодательство, которое призвано привлечь иностранных инвесторов. В частности, закон в два раза сокращал налог на прибыль (до 15%) и обеспечивал для совместных венчурных проектов восьмилетние налоговые каникулы. Гавана объявила, что планирует ежегодно привлекать по $2–2,5 млрд иностранных инвестиций для увеличения темпов роста ВВП с 1,8% до 7%. За все 1990-е годы в страну были привлечены лишь около $4–5 млрд иностранных инвестиций. По последним данным за 2013 год, например, из ЕС в островное государство были привлечены всего $100 млн.
Глава кубинского Минторга Родриго Малмиерка утверждал в ноябре 2015-го: за прошедшие с момента принятия закона об инвесторах полтора года заключено уже 36 сделок. Новая цель кубинских властей — привлечение $8,2 млрд в 326 проектов, от производства рома до создания телевидения pay per view («плати за просмотр») высокого разрешения. По мнению Калашникова, визит Обамы закрепляет предыдущие достижения оттепели, создавая тем самым психологическую базу для инвесторов, готовых вкладываться в Кубу.
Реституция
В декабре 2015 года в Гаване представители властей США и Кубы провели первые переговоры о взаимных компенсациях за политику времен холодной войны. Гавана требует около $120 млрд за ущерб от 50 лет экономической блокады. Вашингтон, в свою очередь, требует от Кубы $8 млрд в качестве компенсации за недвижимость, экспроприированную в 1959 году.
К началу Кубинской революции США инвестировала в кубинскую экономику больше, чем в какую-либо в Латинской Америке, за исключением Венесуэлы. На острове располагались, в частности, мощности компаний Firestone, IBM и нынешней ExxonMobil. С момента прихода Кастро к власти, по данным властей США, было национализировано имущество более чем 6 тыс. американских компаний и граждан в общей сложности на $1,9 млрд на тот момент, а в пересчете на декабрь 2015 года — на $8 млрд.
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||