Сегодня: MSK: Курсы: 96.78 руб (-0.49)100.50 руб (-0.73) Нефть: Погода: Пасмурно Ночью в Москве: -4 °C..-6 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Горячие новости


Общество: Поднять российский авиапром могут только инновации

Общество: Поднять российский авиапром могут только инновацииОтечественному авиапрому не следует строить аналоги западных лайнеров, так на этом направлении отставание от конкурентов непреодолимо. Есть другой путь, несколько более рискованный: создавать инновационные машины, способные кардинально поднять экономичность, экологичность и комфорт авиаперевозок. Перспективные разработки у нас уже имеются.

Всему миру известно насмешливое прозвище, данное на Западе Ту-144 - «конкордский». Оно появилось у этого лайнера не случайно: Ту-144 внешне является практически полной копией англо-французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд». Присмотревшись, можно заметить не менее поразительное сходство между советским лайнером Ил-62 и британским «Викерс» (Vickers) VC-10, Ту-154 и американским «Боинг-727». И нужно быть очень наивным человеком, чтобы поверить, будто схожесть эта объясняется «действием одним и тех же законов аэродинамики», на что иногда неуклюже ссылаются «патриоты» советской авиации. «Даже в период расцвета советской авиационной промышленности, сходившие с конвейера пассажирские самолеты по уровню экономичности и комфорта, а также по авионике не дотягивали до лучших западных образцов»

При этом надо отдать должное советским конструкторам. Есть только один пример абсолютной «реинкарнации» зарубежной машины в советском аналоге. Это - стратегический бомбардировщик Ту-4 - полная копия американского Б-29. Во всех других случаях заимствовалась идея, копировался внешний облик, возможно, вместе с некоторыми узлами (благодаря советской разведке, как в случае с Ту-144), но «начинка» у этой формы была своя. Мудрость Зенона Две с половиной тысячи лет назад греческий философ Зенон Элейский подарил миру знаменитую аллегорию об Ахиллесе и черепахе. Зенон считал, что Ахиллес, как бы быстро ни бежал, никогда не догонит медленную черепаху, если в начале движения она находилась впереди него. Эта аллегория всякий раз приходит на ум, когда узнаешь о попытках российского авиастроения создать очередной пассажирский самолет, «по своим показателям равный или даже превосходящий лучшие зарубежные аналоги». Одним из таких «превосходящих» самолетов стал созданный на базе иностранных компонентов «Суперджет-100», нацеленный на ту же нишу на мировом авиарынке, которую занимают бразильские Embraer и канадские CRJ. О том, насколько успешно он ее отвоевывает у своих бразильских и канадских конкурентов, говорит такой факт: начиная с 2005 года было заказано всего 172 «Суперджетов», причем, в основном «Аэрофлотом» и другими российскими компаниями. А эксплуатируется в настоящее время, по данным компании «Гражданские самолеты Сухого», всего 64 «Суперджета». Для сравнения: реактивных лайнеров типа Embraer с середины 1990-х годов заказано почти 2500 единиц, а CRJ с конца того же десятилетия - почти 1800. Следующий претендент на «превосходство», теперь уже над «Боингами» и «Эйрбасами» - МС - 21 (Магистральный самолет XXI века). Эта ближне/среднемагистральная машина разрабатывается на основе Як-242, спроектированного еще в 1993 году. Заказано 182 единицы, как и в случае с «Суперджетом» - в основном российскими компаниями. У конкурентов - «Боинга-737» и «Эйрбаса» А-320 – достижения куда как более существенные. Всех модификаций «737»-х поставлено c середины 1960-х годов 9000 единиц, имеются заказы еще почти на 4 500 самолетов. Что же касается семейства А-320, то машин этого типа, начиная с середины 1980-х годов, выпущено почти 7000 при наличии пакета твердых заказов еще на более чем на 5500 лайнеров. Сказать, каким получился МС-21, пока трудно - свой первый полет он должен совершить лишь в 2017 году. Но очевидно, что всякий раз, ставя цель лишь догнать западные аналоги, российский авиапром оказывается в незавидном положении Ахиллеса. И дело здесь не только в том, что американские, европейские, бразильские и канадские самолеты раньше SSJ 100 или МС-21 стали заполнять соответственную нишу на мировом авиарынке. Главная причина состоит в отсутствии у отечественного авиапрома опыта создания конкурентоспособных по западным меркам машин.

208

Характеристики самолета Sukhoi SuperJet-100

2d29

Даже в период расцвета советской авиационной промышленности, сходившие с конвейера пассажирские самолеты по уровню экономичности и комфорта, а также по авионике не дотягивали до лучших западных образцов. Затем, в течение почти двадцати лет, включая последние годы существования СССР и первое десятилетие независимой России, в стране новые гражданские лайнеры не строились – происходил распад гражданского авиастроительного потенциала. Откуда же теперь взяться российским машинам, способным серьезно конкурировать с зарубежными аналогами, если на Западе работа по постоянному улучшению уже существующих и созданию новых моделей лайнеров не прекращалась ни на день? Даже если Россия каким-то чудом создаст самолеты, не уступающим по своим качествам американским, европейским, канадским и бразильским машинам, это не решит проблемы завоевания ими не только мирового, но даже отечественного авиационного рынка. «Мы собираемся потеснить Airbus и Boeing - это грандиозные планы, - говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Но сдюжим ли? Нам нужно прыгнуть выше головы и создать что-то лучше, чем Boeing и Airbas, потому что, если мы создадим что-то равное по качеству, покупать все равно будут их. Доверие к компании, репутация, хорошее обслуживание, в общем, полный пакет. А мы этого дать пока не можем». С ним согласен глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Чтобы отечественные компании закупали отечественные же самолеты, - подчеркивает он, - нашим производителям нужно делать лучшие в мире машины». На непроторенных путях «Стоит попробовать завоевать свое место на мировом авиационном рынке с помощью беспрецедентных по своей инновационности разработок. Тем более, что такие у России есть»

Если вечная «гонка с преследованием» - это для российского гражданского авиапрома путь в никуда, может быть, стоит попробовать завоевать свое место на мировом авиационном рынке с помощью беспрецедентных по своей инновационности разработок? Тем более, что такие у России есть. Одна из них называется «Фрегат Экоджет». Создание этого лайнера для линий средней протяженности началось еще в 1991 году, только тогда он назывался Ту-304. Форма фюзеляжа этого самолета в поперечном сечении напоминает горизонтально вытянутый овал. Конструкторы решили, что таким образом они смогут создать минимально возможный по размерам широкофюзеляжный самолет большой вместимости, рассчитанный на 300-350 пассажиров. Согласно сайту компании «Фрегат Экоджет», ее целью является «создание конкурентоспособных на мировом рынке гражданских широкофюзеляжных среднемагистральных самолетов» «на базе применения принципиально новой аэродинамической и силовой схемы». «Интегральные показатели эффективности этих самолетов на 15-20 процентов будут превосходить показатели, достигнутые гражданской авиационной техникой в 2010 году», - обещают они. Работы по данному лайнеру на протяжении четверти века то активизировались, то затухали. Как сообщает самый свежий пресс-релиз упомянутой компании, она планирует выбрать «площадку за рубежом для организации серийного производства», а начало изготовления первого самолета планируется на 2018 год. В 2019 году должен состояться первый полет лайнера этого типа. Другой весьма перспективный проект появился в сфере, где у СССР/России имеется самый большой в мире опыт создания и эксплуатации техники. Речь идет об экранопланах/экранолетах. Строительство одного из них - ЭКИПа (Экология и Прогресс) было даже включено в федеральный бюджет 1999 года, однако деньги на данный проект так и не были выделены. А зря. В настоящее время идеи, заложенные в ЭКИПе, развиваются в США в проекте Mobula, который, кстати, сами американцы называют русским словом «экраноплан». Экономия и экология

58a

Как видно на примере США, совершенствование «традиционных» самолетов вполне может идти рука об руку с созданием «концепт-лайнеров». И если в области традиционного гражданского авиастроения Россия, скорее всего, отстала от Запада навсегда, то в сфере проектирования и строительства концептуально новых летательных аппаратов еще вполне может выйти на лидирующие позиции. Причем, структура их окупаемости в российских условиях будет практически такая же, как у «Суперджета» и МС-21: основным заказчиком «концепт-лайнеров» станут, при определенной поддержке государства, российские компании. Хорошо зарекомендовав себя на внутреннем рынке, «концепт-лайнеры» обратят на себя внимание и зарубежных клиентов. Конечно, это более рискованный путь, чем пробовать угнаться за западными самолетами, в основном, путем использования конструкторских решений и технологий, применявшихся при их разработке и производстве. Но если «вечно догоняющие» машины не способны вызвать у подавляющего числа покупателей авиатехники ничего, кроме скуки, то инновационные конструкции, сулящие немалые выгоды, могут пробудить у эксплуатантов интерес вместе с желанием их приобрести. России с ее еще не до конца растерянной способностью удивлять мир неортодоксальными техническими решениями, следует идти в гражданской авиации именно этим путем.

...

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus - Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.

Общество: Поднять российский авиапром могут только инновации


Опубликовано: 2016-03-22 10:08:14

Отечественному авиапрому не следует строить аналоги западных лайнеров, так на этом направлении отставание от конкурентов непреодолимо. Есть другой... Подробнее »


Новости наших партнёров

Загрузка...

Свежая лента новостей

Загрузка...

Свежая лента

Loading...

Получить Виджет "Топ новости" Обновить



Новости наших партнёров


Новости наших партнёров

Загрузка...


Самое читаемое

Автомобили с пробегом

Погода в Москве - сегодня


Москва
Пасмурно 11 февраля в вторник
Ночью -4 °C..-6 °C
ветер 0 – 2 м/c северный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Утром -5 °C..-7 °C
ветер 0 – 2 м/c северный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Днем -4 °C..-6 °C
ветер 0 – 2 м/c северный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Вечером -5 °C..-7 °C
ветер 0 – 2 м/c северо-западный

Киев
Пасмурно 11 февраля в вторник
Ночью -6 °C..-8 °C
ветер -1 – 1 м/c северо-восточный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Утром -6 °C..-8 °C
ветер 0 – 2 м/c северо-восточный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Днем -4 °C..-6 °C
ветер 0 – 2 м/c северный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Вечером -5 °C..-7 °C
ветер 0 – 2 м/c северный

Минск
Пасмурно 11 февраля в вторник
Ночью -7 °C..-9 °C
ветер 1 – 3 м/c северо-восточный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Утром -6 °C..-8 °C
ветер 0 – 2 м/c северо-восточный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Днем -4 °C..-6 °C
ветер 1 – 3 м/c восточный

Пасмурно 11 февраля в вторник
Вечером -6 °C..-8 °C
ветер -1 – 1 м/c восточный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru