Ростислав Ищенко: Севастополь —локомотив адаптации Крыма к российским реалиям
Известный политолог Ростислав Ищенко обнародовал доклад «Севастополь как локомотив адаптации Крыма к российским реалиям». Специально для читателей «ПолитНавигатор» публикует этот масштабный документ в полном объеме.
Введение. Два года после «Крымской весны»
В марте 2016 года исполнилось два года крымскому референдуму и официальному вхождению Крыма и Севастополя в состав России в качестве полноценных субъектов федерации. Несмотря на то, что население Крыма всегда считало полуостров частью России, а Севастополь, бывший при СССР закрытым городом союзного подчинения и военно-морской базой и вовсе оказался в составе Украины незаконно, десятилетия нахождения в разных правовом и политическом пространстве с Россией сыграли существенную роль в формировании у жителей города и полуострова особой ментальности, отличие которой от ментальности населения материковой России отмечает каждый непредвзятый наблюдатель. Если коротко определить суть этого отличия, то следует сказать, что в Крыму и в Севастополе гражданское общество значительно слабее, чем в материковой России.
С одной стороны, как показала «Крымская весна» люди готовы объединяться и совместно отстаивать свои интересы, в том числе и путём акций гражданского неповиновения. С другой, «Крымская весна» всё же была уникальным случаем, когда под угрозой находились не абстрактные права, даже не экономические интересы, а сама жизнь русского населения Крыма и Севастополя. То есть, выступление произошло в критической ситуации и являлось актом самозащиты в ходе уже разгоравшейся после государственного переворота в Киеве гражданской войны.
Сразу после того, как ситуация успокоилась, а Крым и Севастополь оказались в составе России, чем была обеспечена их безопасность и практическая недосягаемость для киевского режима, творческая, самодеятельная энергия масс резко пошла на убыль. Главной идеей двух лет развития новых субъектов федерации была надежда на то, что федеральный центр каким-то волшебным образом найдет насколько десятков тысяч новых, исключительно порядочных и никак не связанных с украинским прошлым чиновников, которые сразу же обеспечат жителям Крыма и Севастополя комфортное существование, экономический рост и, главное, удовлетворение чувства социальной справедливости.
То, что по факту подавляющее большинство украинской бюрократии осталась на своих местах, просто перейдя на российскую службу, нервировало политически активных граждан, которые от некоторых из этих чиновников отстаивали свою русскость в период пребывания полуострова и Севастополя в составе Украины.
Не вполне оправдались и экономические ожидания. Доходы бюджетников и престиж их профессий, особенно характерной для Крыма в целом и особенно для Севастополя в частности профессии военного, значительно возросли. Но, в то же время, для малого и среднего бизнеса (а это большая часть бизнеса в Крыму и в Севастополе) переход из украинской в российскую юрисдикцию был связан с некоторыми трудностями и даже потерями. У многих (в том числе далеко не у олигархов) возникли проблемы, связанные с тем, что в украинской системе координат большая часть законов и требований не действовала, их требования обходились за счёт взяток. При этом, даже те, кто не желал работать звеном коррупционного механизма, были не в состоянии добиться выполнения требований закона. Естественно, что столкнувшись с российской системой, в которой с коррупцией борются и потому законы выполняются (а остающиеся коррупционные схемы являются неочевидными и хорошо замаскированы их организаторами) бизнес некоторое время пребывал в растерянности, не понимая как себя вести. Тем более, что перешедшее на российскую службу украинское чиновничество открыто рассчитывало, что с переменой флага, не изменится содержание деятельности и, вместо активной помощи населению и предпринимателям в адаптации к новым реалиям, пыталось выяснить кому, куда и сколько теперь надо будет «заносить», чтобы всё было по-прежнему.
Наконец, определённые проблемы возникли и в связи с санкциями, наложенными ЕС на полуостров и Севастополь, а также благодаря стремлению Украины максимально осложнить жизнь населению вернувшихся в Россию регионов. Несмотря на то, что полностью сорвать курортный сезон ни в 2014, ни в 2015 году не получилось, в 2016 году такая попытка несомненно будет повторена.
Все эти проблемы не критичные. Как свидетельствуют данные социологов, Крым и Севастополь своего отношения к «Русской весне» не изменили и, если бы референдум состоялся сейчас, решение принятое в марте 2014 года вновь было бы поддержано. Тем не менее, они требуют скорейшего решения.
Позитивная динамика, связанная с помощью федерального центра, будет скоро исчерпана. Строительство энергомоста завершится весной 2016 года. В период до 2018 года завершится строительство в Крым Керченского моста, газопровода, ремонт крымских дорог. Полуостров и Севастополь будут всё более и более становится обычными российскими регионами. Им будут меньше давать и больше требовать. В том числе, будут требовать и наполнения государственной казны за счёт эффективного хозяйствования, а не жизни на субвенции из центра.
Если к этому времени, крымские и севастопольские власти не смогут создать эффективный административный аппарат, не добьются полной адаптации (в том числе ментальной) не только бюрократии, но и населения к российской политической, административной, экономической и юридической реальностям, то социальная напряжённость в регионе может быстро вырасти, только за счёт того, что население вновь (как это было при Украине) начнёт отделять себя от местной власти, рассматривать её, как чужую и чуждую, пытаться апеллировать напрямую к федеральному центру.
Таким образом, главная задача, стоящая перед нами – определить действенные механизмы решения крымских и севастопольских проблем, с учётом особых условий, в которых сейчас оказались данные регионы.
При этом, мы должны учитывать не только общие для города и полуострова факторы, но и существенные различия между ними. Именно эти различия и дают нам основания считать, что наиболее действенным методом решения указанных проблем будет метод «передового примера». То есть, необходимо выделить регион, в котором легче добиться быстрого успеха и сделать его локомотивом и витриной реформ на всём полуострове. Продемонстрировать на очевидном примере, что быстрая адаптация к российским реалиям и достижение успеха возможны в самые сжатые сроки.
С нашей точки зрения таким ведущим регионом, в силу целого ряда причин, которые мы рассмотрим ниже, может быть только Севастополь. Но вначале необходимо чётко определить не только те проблемы, которые прорастают на самом полуострове, но и общие проблемы России, ограничивающие возможности динамического развития Крыма.
При этом надо понимать, что Севастополь от Крыма не отделим и в городе не может быть намного лучше, чем на полуострове, равно как и Крым никогда не сможет по уровню жизни далеко оторваться от Севастополя. Единственный возможный вариант разъединения этих двух сообщающихся сосудов – восстановление статуса закрытого города федерального подчинения (как было при СССР) пока не рассматривается.
Для того, чтобы использовать адекватные механизмы изменения ситуация, необходимо предварительно определить воздействующие на неё негативные факторы, создающие нам проблемы, а также выделить позитив, который необходимо сохранить и развивать, на который опираться.
Начать, естественно, необходимо с проблем.
Часть 1. Проблема окончания переходного периода в контексте общего политического и экономического положения России.
Проблемы у Севастополя и Крыма, во многом общие. Поскольку мы рассматриваем город в качестве возможного локомотива (витрины) интеграции полуострова, то мы будем говорить о проблемах Севастополя, подразумевая, что во всех случаях, кроме тех, когда сделана специальная оговорка, они являются, одновременно и проблемами Крыма.
Некоторые частности, связанные с субъективным восприятием населением города процесса перехода от украинской реальности к российской мы уже рассмотрели во введении. Чтобы полностью очертить эту проблему, необходимо ещё учесть наличие у населения завышенных ожиданий. Общая эйфория от того, что долгожданное возвращение Севастополя в состав России, состоялось так быстро и неожиданно, тем более на фоне драматических событий, разворачивавшихся в этот период на остальной территории Украины, а также начавшейся и до сих пор идущей гражданской войны в Донбассе, вызвала естественное ощущение завершённости процесса в тот момент, когда он только начинался. Вхождение в состав России воспринималось населением, как конечная точка, достижение окончательного результата и решение всех проблем. В то время, как на самом деле это было началом возможно не очень долгого и не сверхтрудного, но непростого и не одномоментного переходного периода. Из этого проистекала болезненная оценка народом того факта, что со сменой флага не произошла моментальная смена системы и людей, олицетворявших эту систему.
Впрочем, проблемы, связанные с психологической адаптацией населения к переходному периоду привлекают повышенное внимание средств массовой информации и экспертов преимущественно за счёт своей яркой эмоциональной окрашенности. На самом деле значительно более серьёзное влияние на ситуацию в городе оказывают общие политические и экономические проблемы, с которыми сталкивае ...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||