Михаил Ремизов: нужен работающий механизм льготного предоставления гражданства русским
На Украине судят героя обороны Славянска Дмитрия Куприяна с позывным «Батя». 65-ти летний ополченец был вынужден уехать из ДНР и поселился под Курском. Однако, не получив признания на территории Российской Федерации, он не смог оформить документы и фактически лишился средств к существованию. При этом, на Украине Куприяну, как полковнику Советской армии, была положена хорошая пенсия, поэтому ему ничего не оставалось, как вернуться в соседнюю страну, где его арестовали как «сепаратиста».
6c17
Что нужно сделать, чтобы русские, живущие за пределами РФ получали бы российское гражданство сразу после подачи заявления? Почему не работает норма предоставления гражданства «носителям русского языка»?
Что нужно сделать чтобы русские, живущие за пределами РФ, имели право на автоматическое получение гражданства России по факту обращения?
Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии: Корень проблемы — нежелание строить предоставление гражданства по этническому признаку
Когда начался конфликт на Донбассе, было очень много заявлений о том, что нужно дать возможность получить облегченное гражданство русскоязычным Украины. В том числе был разработан проект «О гражданстве для носителей русского языка».
Идея использовать языковой критерий не лишена оснований, но те, кто отвечал за разработку законопроекта, а в значительной степени этим занималось ФМС, они языковой критерий сформулировали предельно широко, в итоге носителем языка оказывался не человек, для которого русский является родным с детства, а человек просто хорошо владеющий языком.
Существуют доступные для тестирования механизмы, чтобы определять язык именно как родной, но такой задачи не стояло, наоборот, они создали возможность произвольного усмотрения со стороны комиссии, тоже подконтрольной чиновникам из ФМС. В итоге возникла ситуация, когда в руках у чиновника оказывался конверт, с помощью которого они могли совершенно спокойно пускать в российское гражданство очень широкий контингент людей, которые не являются русскими по культуре и языку. В результате в Госдуме во втором чтении было введено территориальное ограничение на эту норму, что обессмыслило первоначальный замысел — помочь русским Украины получать облегченное гражданство.
Корень проблемы — это нежелание строить систему предоставления гражданства по этническому признаку. Существуют отработанные схемы в Германии, Израиле, Венгрии, Польше, Казахстане. И совмещения языкового критерия с критерием подтверждения происхождения обеспечивало работающий механизм льготного предоставления гражданства русским. Но это основание сейчас является политически неприемлемым для нашего государства.
Необходим другой закон о гражданстве, новый закон о соотечественниках.
Кроме того, русским Украины, которые не готовы к переезду, нужно использовать механизм, который используют поляки. Они люди, которые имеют хоть какое-то отношение к Польше, выдают карту поляка. Это не акт о гражданстве, так что Украине не требовала бы отказа от ее гражданства, но такой документ мог бы позволить в упрощенном порядке находиться, работать, учиться на территории России. Но то что возможно для Польши, невозможно для Российской Федерации, потому что она признает свою связь с польской нацией, тогда как Россия свою связь с русской нацией не признает.
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||