Взрывные тайны секретного завода: почему в Тамбове погибают рабочие
11 марта 2016 года на Тамбовском пороховом заводе, расположенном в лесу, прогремел страшный взрыв. Огромное здание словно вывернуло наизнанку. Треск огня заглушал крики...
Рабочие крупнейшего в России порохового завода (в подчинении Минпромтора) умирали в больнице один за другим. Все со страшными ожогами от 90 до 98% тела. Последней, пятой, стала Светлана Панина, близкие которой так надеялись, что она сможет выкарабкаться. Но чуда не случилось. Когда хоронили очередную жертву, моросил дождь. Его почти никто не заметил из-за слез, которые проливали люди. Как говорил поэт, «порох не любит дождливые струи»...
И началось все не 11 марта 2016 года, а гораздо раньше. Завод стал адовым местом последние несколько лет. Людям здесь отрезало руки, отрывало головы, их давило станками, их жгло огнем. И все ради чего? Ради того, чтобы секретное предприятие приносило прибыль?
Что в действительности творилось на секретном заводе — в расследовании «МК».
фото: ntv.ru
Тот самый взрыв.
Ванька-встанька на пороховой бочке
— Никто с вами разговаривать не будет, мы — секретные! — «обрубает» секретарь в приемной гендиректора федерального казенного предприятия «Тамбовский пороховой завод».
— Но я хочу поговорить не про особенности производства, — пытаюсь объяснить я.
— Любые темы секретные!
— И даже социальные проблемы рабочих?
— Все-все!
Попытки связаться с руководством в течение всех дней с момента трагедии заканчивались этим странным диалогом. Тот самый случай, когда за секретностью легко спрятать любые ошибки или даже преступления (говорю аккуратно — потому как уголовное дело по факту взрыва возбуждено, но пока идет расследование, и виновные не названы).
Пороховой завод в Котовске Тамбовской области в прошлом году отмечал столетие. Он считается секретным еще с советских времен. Тогда его даже специально официально именовали заводом пластмасс (видимо, чтобы ввести в заблуждение шпионов). На заводе — опять-таки для отвода глаз — производили символ нашего детства, игрушку-неваляшку. Только представьте: в одном цеху с конвейера сходит Ванька-встанька, а в другом — смертельно опасная взрывчатая смесь.
Как бы то ни было, завод жил своей, особенной, жизнью все эти годы. Расположенный в лесу, он занимает большую площадь и похож на маленький город. В советские годы там работала половина Котовска. Потом число рабочих планомерно сокращалось — до 10 тысяч, до 5 тысяч и наконец до нынешних 2 тысяч. Может, потому что неваляшки спросом у детей больше не пользуются.
Несчастные случаи на производстве последние несколько лет стали почти обыденностью. Вот только несколько примеров.
2009 год — на станке оторвало руку Наталье Поповой. В ночь с 5 на 6 июня 2010 года в результате аварии произошла разгерметизация оборудования для прессовки пороха, пострадало двое, одному из них — ученику аппаратчика Павлу Мухину — оторвало голову.
— В июле 2012 года при взрыве погиб мой отец, — рассказывает Татьяна Левшина. — Предприятию он отдал 40 лет своей жизни.
В 2013-м убило отлетевшим болтом слесаря Михаила Половинкина, второго слесаря обожгло кислотой (остался жив, но ослеп на один глаз).
— В ночь на 1 декабря 2014 года повисла на прессе Ирина Левина, — рассказывает экс-мэр Тамбова Максим Косенков. — Ее заставили очищать поршень от пороховой пыли, что не входило в должностные обязанности. Поршень сорвало... Полтора часа ждала помощи. В 27 лет девушка осталась без левой руки. Ирина прошла два суда, добилась всего лишь мизерной компенсации.
Еще одно страшенное ЧП произошло 30 сентября 2015 года: в цехе по сортировке пороха №5 произошел взрыв, погибли Юрий Подколзин и Дмитрий Федяев. Выжили, хотя и были изуродованы, Дмитрий Ягупов и Владимир Посконкин.
фото: ru.wikipedia.org
Тамбовский пороховой завод.
Взлетевшие в небо
11 марта 2016 года. Все тот же цех сортировки. Внутри смена из 6 человек. На часах 12.41. Взрыв. Эксперты потом скажут, что при таком количестве пороха — в момент трагедии в цехе было 11 тонн — шансов успеть выскочить из здания ни у кого не было. Само его разворотило так, что остались только стены. 1000 кв. м превратились в пепелище. Цех прекратил свое существование.
Мы рассматриваем фотографии тех, кто, как выразились рабочие порохового завода, «взлетел в небо».
Елена Серебрякова. Фото: tombovpowder.ru.
Первой погибла Елена Серебрякова. Ее смерть была мгновенной. Тело вытащили из-под завалов. Милая женщина средних лет, на заводе работала с юности. Остались 13-летний сын и 11-летняя дочь.
Вторым ушел ученик усреднителя Виталий Судаков.
Виталий Судаков. Фото: tombovpowder.ru.
— Хороший, светлый парень, — рассказывают рабочие. — Недавно женился. Планов у него было громадье, хотел попутешествовать по России, собирал информацию о самых интересных местах. Мы думали, что именно он выживет, потому что организм молодой, крепкий.
О Виталике много можно говорить. Но важнее всего, наверное, то, что ему было всего 24 года и его жена ждет ребенка. Родные плачут: «За что он погиб? За 7 тысяч? Ему, как ученику, больше не платили».
Елена Маркова. Фото: tombovpowder.ru.
Утром 12 марта скончалась 47-летняя Елена Маркова. Она работала усреднителем на заводе.
— Ожог третьей степени, — объясняет специалист Тамбовского ожогового центра. — Она получала всю необходимую терапию. Мы консультировались с лучшими профессорами ожогового центра при НИИ хирургии им. Вишневского. Но слишком серьезными были повреждения тканей. В 9.45 у нее остановилось сердце. Мы пытались реанимировать пациентку в течение 20 минут.
У Марковой осталось трое детей, двое из них несовершеннолетние. Самая маленькая девочка сейчас у бабушки, она не знает, что мамы больше нет.
Утром 13 марта в ожоговом центре остановилось сердце 39-летнего Алексея Левашова. Когда его привезли в больницу им. святого Луки, медики только покачали головой: 98% тела обгорело, ожоги очень глубокие, а значит, надежд практически нет. И все же за его жизнь боролись. И проиграли... Жена Надежда уже и плакать не может — только всхлипывает. У нее на руках четверо малолетних детей, младшему нет даже месяца.
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||