Посредники и спекулянты стали новыми жертвами экономической революции
Одна из российских торговых сетей недавно заявила, что сдержит рост цен на бананы за счет установления прямых связей с их производителями в Латинской Америке. Это тревожный звонок для всякого рода торговых посредников, в том числе и в самой России. Потребительская активность из-за кризиса падает, выжить в такой ситуации и производителям и торговцам можно только после ликвидации посреднической прослойки. Причем не только в собственно бизнесе, но и в госаппарате. Мало того, к 2030 году эксперты обещают победу очередного технологического уклада. С точки зрения «железа» верх возьмут биотехнологи. А в организации деловых процессов — структуры, работающие с потребителями напрямую, опять же без посредников. Пока идут споры между экономистами-теоретиками, на наших глазах появляются и растут опережающими темпами новые, необычные, но при этом сверхэффективные бизнес-схемы, позволяющие при прочих последствиях втянуть в реальный сектор все больше работников. Последний пример — так называемая уберизация.
фото: Геннадий Черкасов
Не так давно американская корпорация IBM провела опрос, в котором приняли участие топ-менеджеры ведущих мировых компаний. Согласно полученным результатам, более половины опрошенных специалистов уверены в том, что IT-сфера во многом определит развитие бизнеса в ближайшие 3–5 лет. Однако «первые ласточки» есть уже сейчас. Речь идет о так называемом тренде уберизации экономики.
Впервые этот термин использовали парижские журналисты, описывая беспорядки во французской столице, когда таксисты протестовали против обрушения рынка частных перевозок из-за прихода сервиса UberPop. Впоследствии против нового сервиса протестовали таксисты Нью-Йорка, Лондона и даже Москвы, называя его «убийцей посредников». Все дело в том, этот сервис, по сути, совершил революцию в отрасли, напрямую связав пассажира и таксиста, полностью устранив посредника в лице таксопарка и, что явилось главным преимуществом подобной схемы, существенно снизив цену на поездку. Очевидно, что если из привычной стоимости услуги вычесть коммерческие надстройки в виде менеджмента, работы диспетчера, обеспечения и контроля системы электронных платежей, то она станет существенно меньше и, что греха таить, привлекательнее для пользователя. Идею Uber моментально подхватили, и так называемые маркетплейсы, то есть места-агрегаторы, где каждый производитель товара или услуги может разместить свое предложение, начали расти как грибы после дождя. Уберизация уверенно набирает обороты — и, по оценкам экспертов, это только начало.
Почему это работает?
Причин для подобных темпов роста несколько. Во-первых, это сложные бизнес-процессы, упакованные в удобный интерфейс. Если вам нужна машина, вы нажимаете кнопку — и через пять минут приезжает такси. Во-вторых, это закономерное следствие повсеместного проникновения информационных технологий в повседневную жизнь. Все больше и больше процессов становится автоматизированными и полностью обезличенными — вместо «барышня, машину!» теперь специально написанный программный код. В-третьих, ну какая компания откажется при сокращении издержек получать, по сути, ту же прибыль?
Естественно, у нового явления есть как адепты, так и антагонисты. Кто-то считает уберизацию серьезной угрозой для традиционных форм бизнеса, кто-то призывает не паниковать и идти в ногу со временем, кто-то прогнозирует тотальную уберизацию всех сегментов рынка, а кто-то и вовсе считает, что это явление вскоре сойдет на нет по причине перенасыщенности экономики «уберами».
А как у нас?
Россию уберизация стороной не обошла. Началось все, как, впрочем, и везде, с рынка таксомоторных услуг — появились агрегаторы, которые, не имея собственных таксопарков, предлагают частные перевозки. Осенью ВЦИОМ провел опрос, который показал, что россияне стали ездить на такси вдвое больше, притом что рынок нелегальных перевозок, так называемых бомбил, только в Москве сократился за три года почти в три раза. Сейчас на российском рынке две основные категории игроков: таксомоторные компании с собственным автопарком и агрегаторы услуг. По сути агрегаторы — это информационные сервисы, не владеющие собственными автомобилями, но помогающие максимально оперативно связывать клиента и водителя, сокращая при этом время ожидания для пассажира и холостой ход для таксиста. Однако таксомоторные парки обвиняют их в недобросовестной конкуренции, пытаются законодательно ограничить агрегаторы в правах и заставить регулироваться так же, как и традиционные таксопарки, несмотря на то, что бизнес-модель агрегаторов больше похожа на рекламный бизнес, чем на транспортный. Очевидно, что шквал критики со стороны традиционных игроков рынка зачастую вызван угрозой потери бизнеса и пониманием неотвратимых изменений, происходящих в отрасли. Так, в начале ХХ века, когда на смену традиционным экипажам пришел автомобильный транспорт, извозчики пытались устранить конкурентов, прокалывая колеса «гудящим моторам». В условиях современной конъюнктуры и все более повсеместного проникновения Интернета в общество традиционным игрокам рынка просто необходимо адаптироваться к современным реалиям, чтобы выжить.
«Очевидно, что сегодня классическим таксопаркам совершенно необходимо менять формат работы, чтобы составить конкуренцию агрегаторам: оптимизировать издержки, сокращать диспетчерский штат, автоматизировать процессы — иначе им просто не найдется места в новой бизнес-модели рынка и они постепенно исчезнут как класс», — говорит эксперт. «На самом деле эта тенденция отчетливо видна в регионах, где, по сути, практически не осталось традиционных таксопарков. Большинство заказов поступают через диспетчерские службы, выступающие в роли тех же агрегаторов, то есть платформ, занимающихся исключительно информированием, но не предоставлением услуги как таковой».
Другим ярким примером уберизации российской экономики могут служить сервисы по доставке фермерских продуктов. Как правило, они объединяют несколько небольших фермерских хозяйств, которым не выгодно самостоятельно заниматься поиском покупателей, разработкой и контролем системы логистики, организацией приема электронных платежей и многим другим, что берет на себя агрегатор. Единственный вопрос, который может возникнуть у покупателя, — это качество предлагаемых продуктов. На сегодняшний день в России отсутствует система экологической сертификации, необходимая фермерским продуктам, поэтому предприниматели разработали собственные критерии оценки товара, которым неуклонно следуют. На сайте кооператива можно подробно прочитать про стандарты качества, но верить им или нет — собственное решение покупателя, как, впрочем, в любой бизнес-схеме, из которо ...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||