Йеменский тупик
КУЗНЕЦОВ Максим
25 марта исполняется год со дня начала саудовской военной операции в Йемене.
Операция под громким названием «Буря решимости» ставила своей целью покончить с движением шиитов-хоуситов, свергнувших президента Абд Раббо Мансура аль-Хади и пытавшихся взять под контроль всю страну.
18 марта в арабских СМИ появились сообщения о начавшихся переговорах между саудовскими военными и полевыми командирами. Однако переговоры сорвались, так толком и не начавшись: саудиты хотели договориться о прекращении военных действий в северных провинциях, примыкающих к йеменско-саудовской границе, а хоуситы настаивали на том, чтобы перемирие было распространено на всю территорию Йемена.
Йемен — колыбель арабской культуры. Еще в Х веке до нашей эры на территории этой страны существовала сабейская цивилизация со своей государственностью. Уже после принятия ислама эту страну обессмертили десятки поэтов и философов. В мечетях Йемена хранятся старинные мусульманские рукописи, возраст некоторых из них — около тысячи лет. Почти наверняка многие из них сейчас уничтожены войной. Несмотря на древнюю историю и богатейшее культурное наследие, в ХХ веке эта страна не знала покоя, как не знает его и сейчас.
Судьбы Северного и Южного Йемена разошлись несколько столетий назад. На севере до 1962 года существовал имамат Мутеваккилей, порой признававший власть Османской империи, порой бывший самостоятельным государством. Имамы были не только светскими, но и духовными лидерами, представляя шиитов-зейдитов, наиболее воинственным крылом которого является движение «Хоуси». В 1962 году власть последнего имама была свергнута республиканцами, что повлекло за собой пятилетнюю гражданскую войну. Интересно, что Саудовская Аравия, в настоящее время ведущая непримиримую борьбу с хоуситами, в 1960-х годах поддержала шиитов-монархистов против суннитов-республиканцев, пользовавшихся поддержкой насеровского Египта.
Южный Йемен, в котором большинство населения являются суннитами-шафиитами, в течение более сотни лет бывший колонией Великобритании, в 1964–1967 годы пережил антиколониальную войну за независимость, которая привела к образованию Народно-Демократической Республики Йемен (НДРЙ). Взявшие власть левые силы избрали путь социалистического развития. Главным союзником НДРЙ был СССР. Сто тысяч советских людей, военных и гражданских специалистов, прошли через Йемен. В этой стране до сих пор проживают более 50 тысяч человек, получивших образование в СССР и в постсоветской России и знающих русский язык. Среди них — бывшие министры, генералы, депутаты парламента. В шутку Южный Йемен иногда называли «пятнадцатой республикой СССР». Впрочем, хорошие партнерские отношения традиционно были у Советского Союза и с Северным Йеменом.
В годы горбачёвской перестройки советская помощь НДРЙ прекратилась, и вожди правящей Йеменской Социалистической партии приняли решение об объединении с северным соседом. Однако уже через четыре года социалисты поняли, что президент объединенного Йемена Али Абдалла Салех их обманул. В 1994 году в стране вспыхнула скоротечная гражданская война, в ходе которой южане, пытавшиеся восстановить независимость, были разгромлены. После этого представители Юга были лишены власти, из армии без пенсии были уволены десятки тысяч офицеров-южан, а собственность на юге страны в ходе приватизации получили шейхи северных племен. Для войны с Югом Салех вооружил хоуситов и отряды партии «Ислах», местного отделения «Братьев-мусульман».
К 2011 году Йемен представлял собой клубок конфликтов. Конфликты между Севером и Югом, между исламистами и сторонниками светских партий, между правительством Салеха и хоуситами, ожидавшими награды за участие в войне против южан, но не получившими ее. В 2004–2009 годах йеменское правительство предприняло четыре военные кампании против хоуситов в провинции Саада. Ситуация усугублялась экономическим кризисом, неэффективным управлением и коррупцией, виновником которой йеменцы считали режим Салеха.
В 2011 году президент Али Абдалла Салех был отстранен от власти. Он и его семья получили гарантии безопасности и иммунитет от преследований. В стране была создана Комиссия по национальному диалогу, целью которой стала выработка новой конституции и федеративного устройства. Однако вдохновляющим примером мирных преобразований Йемен так и не стал. Сказались непримиримые межплеменные и межклановые противоречия. Хоуситы решили взять реванш за десятилетия унижений и экономической отсталости, объединившись с бывшим заклятым врагом — свергнутым президентом Салехом. Последний выдал им оружие со складов, которые контролировали его сторонники. На сторону хоуситов перешли и наиболее боеспособные части йеменской армии и Республиканской гвардии, где бывший президент имел своих людей. В сентябре 2014 года вооруженные отряды хоуситов и Салеха взяли столицу Санаа, а в феврале 2015 года свергли президента Хади и повели наступление на юг.
Экспансия хоуситов не могла не встревожить Саудовскую Аравию. Хоуситы поддерживали оживленные отношения с Тегераном, а региональное соперничество с Ираном с некоторых пор является лейтмотивом саудовской
2c21
политики. Надо сказать, опасения Эр-Рияда были сильно преувеличены. Конфликт в Йемене имеет внутреннюю природу, и присутствие Ирана там не очень выражено. Тем не менее Йемен имеет для Саудовской Аравии стратегическую ценность — он обеспечивает безопасность южного фланга королевства.
Чтобы сдержать хоуситов, саудовское правительство приняло решение о массированных бомбардировках Йемена. Результатом действий коалиции, которую возглавила Саудовская Аравия, стала гибель четырех тысяч человек. Два с половиной миллиона йеменцев разделили участь беженцев и перемещенных лиц. Экономика и инфраструктура этой беднейшей арабской страны, которые и до кризиса не были в блестящем состоянии, сегодня полностью разрушены. По некоторым данным, шесть миллионов йеменцев находятся на грани голода. Не достигла операция Эр-Рияда и военных целей. Саудовского блицкрига не получилось. Даже город Таизз, в котором большинство населения относится к хоуситам враждебно, силы коалиции не могли взять под контроль в течение полугода. Более того, в арсеналах Салеха оказались ракеты «Точка У». В ходе ракетных обстрелов саудовской территории и военных частей союзники хоуситов уничтожили около трех тысяч саудовских солдат и офицеров.
Еще одним итогом йеменского конфликта стал рост влияния в стране террористических организаций. Следует отметить, что йеменская «Аль-Каида» на начальном этапе заботливо взращивалась спецслужбами Салеха. Ее основу составили бывшие моджахеды, воевавшие в Афганистане и попавшие там в орбиту Усамы бен Ладена. Президент Салех использовал их и для того, чтобы сводить счеты с политическими соперниками, и для того, чтобы шантажировать американцев, требуя от них военную помощь. К тому же «Аль-Каида» в Йемене с самого начала была инфильтрована агентами ЦРУ и других американских спецслужб. Одним из лидеров йеменской «Аль-Каиды» был Анвар Авлаки, американский гражданин и бывший информатор ФБР.
Действия в Йемене «Аль-Каиды» были для американцев отличным предлогом для того, чтобы утвердить здесь своё военное присутствие. Заинтересованность США в Йемене обусловлена тем обстоятельством, что эта страна занимает ключевую геополитическую позицию на Ближнем Востоке и в зоне Индийского океана. Йемен контролирует Баб эль-Мандебский пролив, соединяющий Индийский океан с Красным морем; здесь проходит большая часть танкеров, доставляющих ближневосточную нефть в Европу. По мнению американского эксперта и аналитика Роберта Каплана, именно контроль над Индийским океаном станет ключевым вопросом в геополитической игре XXI века.
Большое геостратегическое значение имеет Йемен и для Саудовской Аравии. Правящая королевская семья чрезвычайно обеспокоена возможностью иранцев перекрыть для саудовских танкеров Ормузский пролив, в случае если отношения между странами дойдут до грани войны. Чтобы не допустить этого, в Эр-Рияде рассматривается план строительства нефтепровода к побережью Йемена. Пока же джихадисты, пользуясь йеменской смутой, наращивают свои позиции и берут под контроль целые регионы страны.
Сегодня ситуация в Йемене зашла в тупик. Саудиты без наземной операции не могут сломить сопротивление противника и овладеть столицей страны. Хоуситы, хотя и контролируют столицу, но в условиях экономической блокады и постоянных бомбардировок теряют поддержку населения. В стране растёт влияние «Аль-Каиды», которая, пользуясь всеобщей неразберихой, берет под контроль стратегические порты и терроризирует народ. От голода и эпидемий погибает больше людей, чем от военных действий.
Между тем мировое сообщество словно и не замечает проблему Йемена. Может быть, оттого, что кровь тысяч погибших йеменцев ценится не столь высоко, как кровь десятка французских журналистов, погибших в результате нападения на редакцию Charlie Hebdo? Противоречия ...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||