Реформы перепутали с самоутверждением
Запинать и запрессовать соперников и врагов — вот ключевой смысл многих реформ в Украине. Главное – навязать свою волю представителям той или иной сферы, а всё остальное наладится само по себе. Но прессинг и «нагибание» не могут быть самоцелью в реформах — реформаторы в первую очередь должны продемонстрировать, как и что нужно делать. Причём на своём собственном примере. Об этом наши реформаторы практически всегда забывают – мол, мы вам указали, как жить и работать, вы теперь мучайтесь. А мы сами в стороне постоим — нас это не касается. Из-за такого рода позиции многие реформы превращаются в масштабную, болезненную и несправедливую трагедию. И в первую очередь это касается борьбы с коррупцией.
Вы подчиняйтесь и делайте, а мы будем командовать и доминировать — так можно сформулировать обобщённый девиз всего того действа, которое в Украине принято называть борьбой с коррупцией и антикоррупционной реформой. Эта реформа сегодня явственно и беспощадно вскрывает всю подноготную реформаторских процессов в нашей стране. И прежде всего тот факт, что сами реформаторы не соответствуют тем требованиям и стандартам, которые они же выдвигают и навязывают представителям реформируемых сфер, сообщают Экономические Известия.
Более того, реформаторы даже не собираются менять свои подходы — они вообще очень сильно удивляются, с чего это вдруг они сами должны соответствовать принципам и новациям своих же реформ. Наши реформаторы убеждены, что со стороны общества к ним упрёков и претензий нет — они имеются лишь к чиновникам, политикам, прокурорам, судьям, силовикам и т. д.
Так развился стереотип: раз я реформатор и могу добиться тех или иных преобразований в определённой сфере, то я уже априори святой и безгрешный. Этот стереотип автоматически приобретает статус аксиомы, если речь идёт о признанных и известных участниках событий на Майдане в 2013-2014 гг., участниках АТО, евроинтеграторах, представителях разных общественных организаций и т. д.
Всё это даже сформировало особый реформаторский стиль в Украине, благодаря которому суть реформы сводится к «нагибанию» и подчинению своей воле представителей реформируемой сферы. Если последних построить, застращать и принудить к повиновению, то главная цель реформы как бы достигнута — всё остальное пойдёт как по маслу. Лишь бы не бузили и беспрекословно слушались. Яркий пример такого реформаторского подхода в Украине — весь ход антикоррупционной реформы.
Особняком стоит скандальная процедура формирования и запуска Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), а также сопутствующая этому необходимость для высокопоставленных чиновников и политиков заполнять электронные декларации и открыто их публиковать. За отказ это делать либо же за недостоверные данные в этих декларациях предусмотрена недвусмысленная уголовная ответственность.
Любопытнее всего было наблюдать за реакцией разных реформаторов на то, что в НАПК наконец-то есть достаточно членов для запуска её работы и что электронные декларации для небожителе
2000
й политического и чиновничьего Олимпа из несбыточной мечты вдруг стали насущной явью. Когда выслушаешь много самых разных мнений из реформаторских кругов, вдруг ловишь себя на мысли — реформаторы транслируют в первую очередь торжество и злорадство. Прежде всего это касается большинства представителей общественных организаций, которые сегодня превратились в значимую реформаторскую силу в Украине — без их участия вряд ли какая реформа вообще обходится. Мол, теперь политики и чиновники наконец-то попляшут, пусть выкладывают свои данные, а мы будем за ними следить и ловить на горячем.
На этом, собственно, борьбу с коррупцией можно считать завершённой. Но не в том смысле, что все проблемы с коррупцией пойдут отныне на спад. А в том смысле, что эти проблемы даже не приблизились к своему решению. Просто потому, что в нашей стране нельзя провести реформы на основе насилия, самоутверждения, тщеславия, самолюбования, стремления к доминированию и т. п. Всё это порождает лишь соразмерное сопротивление, злость, обиды и агрессию. Но никак не полезные и оздоровительные для общества преобразования.
Первоочерёдный спрос с самого себя — главный девиз настоящего реформатора
Целью этой статьи не является вылить грязь на реформаторов. Да, она написана на базе впечатлений от открытого или доверительного общения со многими реформаторами, а также на анализе их выступлений и заявлений. Но статья преследует гораздо более важную цель для всех украинцев. А именно — определить, с каких отправных точек могут стартовать реальные реформы в Украине и с каких отправных точек любые реформы заранее обречены на провал.
Это возможно сделать только с позиции точного понимания и осознания того, что наше общество является носителем особого внутреннего мироощущения и мировоззрения. Как следствие, мы являемся носителями внутренних ценностей особого рода, без раскрытия и реализации которых сегодня не то что реформы провести не получится — наше общество просто развалится. Причём в кратчайшие сроки и с крайне болезненными последствиями.
Чуть ли не решающая отправная точка для любого полезного для нашего общества преобразования состоит в следующем: ты сам должен быть носителем тех ценностей, стандартов и принципов, что ты пытаешься внедрить во всём обществе или в отдельной его сфере.
В этом и состоит та пресловутая реальная ответственность за реформы, которую в Украине днём с огнём найти не получается. В нашей стране ни один реформатор не понёс и никогда не понесёт ответственности за реформы, даже если они нанесли существенный вред реформируемой сфере или обществу в целом. Это нужно принимать как данность — переломить эту тенденцию чрезвычайно сложно. Ну никто до сих пор не понёс ответственности именно за вредоносные реформы — по этой причине никто ни власть не потерял, ни за решётку не сел, ни даже не был поддан публичному порицанию и унижению.
Но зато и псевдореформатора от истинного реформатора отличить невероятно просто. Если реформатор не выносит себя за скобки; если он не делает вид, что инициированные им реформы касаются кого угодно, кроме него самого; если он сам на своём примере демонстрирует, что представляет из себя ценностная основа его реформ и как она будет реализовываться на практике — вот тогда на 100% становится понятно, что человек полностью отвечает за свои слова и действия. А много ли таких реформаторов есть в Украине? Вот то-то и оно. Так какие ещё нужны дополнительные пояснения тому, что подавляющее большинство реформ в Украине заканчивается провалом.
Всё это находит отражение в антикоррупционной реформе. Внедрение упомянутого выше электронного декларирования и запуск НАПК как контролирующего органа смогли бы реально осуществить только те люди, которые ещё до принятия всяческих законов сами бы заполнили эти электронные декларации — так, как они этого требуют от политиков и чиновников. Сами бы при этом полностью открыли эти декларации – так, как они требуют этого от политиков и чиновников. И сами бы установили себе реальную ответственность за то, что их декларации будут подаваться несвоевременно или если в их декларациях будут найдены несоответствия.
Есть ли среди реформаторов в сфере борьбы с коррупцией такие люди? Есть такие, которым ещё предстоит заполнить такую декларацию, поскольку они сами являются политиками и чиновниками. Но есть немало и таких, которые обо всём этом даже не задумываются. Но «i» не удалось найти таких, которые бы эту декларацию могли бы пред
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert |