«МК» запускает хэштег #ВместеСоСборной
«МК» запускает хэштег: #ВместеСоСборной. И начинает серию репортажей о подготовке сборных к Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро. Итак, тренировки мужской сборной России по спортивной гимнастике!
«Не могу думать о деле, в голове один мельдоний и милдронат!», - известный тренер предельно красочно сформулировал эмоции всего большого спорта России. Вот и на базу Озеро Круглое к мужской сборной команде по спортивной гимнастике пришлось ехать на фоне сообщения о положительной пробе Юлии Ефимовой. И преследовала уже только одна навязчивая мысль: а как спортсмены вообще тренируются в эти дни? Ведь это болельщикам – переживать, наслаждаться, охать, судить и радоваться. Готовиться и выступать – им, спортсменам и тренерам. Ребята, мы с вами!
фото: Елена Михайлова
Супер-пупер высоко и…мимо
Мужской зал, одиннадцать утра. Сборная отрабатывает первую тренировку. У «станка» никто намертво не привязан. Самые подвижные из тренерского штаба – главный и старший, Андрей Родионенко и Валерий Алфосов. Не наблюдают за одним спортсменом, перемещаются от снаряда к снаряду. Говорят мало.
Николай Куксенков заканчивает одним из первых – на следующий день ему вылетать в Штутгарт на этап Кубка мира (там Коля стал призером в многоборье – ред.).
- Видите, никто без дела не сидит, - говорит Коля. - Конечно, мы все по-разному в форму входим, кто-то - быстрее, кто-то задерживается, но главная задача ясна: всей командой подойти к Играм, как надо. Чемпионат России, который начинается в конце марта, и чемпионат Европы в мае нужно пройти ровно, пойдет отбор в команду. А пик – это Олимпиада, ни для кого не новость.
- В мужской сборной серьезная конкуренция за попадание в команду, нерв олимпийский уже появился?
- У каждого из нас есть задачи. Иногда слышишь, как про спортсменов говорят – не умеют работать. Знаете, я и на Украине тренировался, и в Бельгии, и в Америке много раз был, если взять пять лидирующих стран в мужской гимнастике – Китай, Япония, Британия, Америка, Россия, – думаю, по работоспособности мы железно в тройке. Больше работают, наверное, только японцы. И ни один специалист не скажет, что у нас неправильные методики. Другое дело, что существует факторы, вроде и маленькие, и можно и не замечать их по отдельности, но в сумме они могут лишить пьедестала. И судейства это касается, и та же созданная сейчас допинговая ситуация. Мы-то знаем, что чисты, но о наших нервах и душевном комфорте никто, конечно, думать не будет. Звенья одной цепи, все понимают, как нас будут дергать в Рио. С тем, что политика и спорт – напрямую связаны, я столкнулся еще на Олимпийских играх в Лондоне. Щипать нас будут со всех сторон.
- Болезненно на критику реагируете?
- Нам надо делать свое дело – тренироваться. Не обращая внимания ни на критику извне, ни на комментарии. Это люди со стороны. Как говорит моя сестра – диванные войска. Люди не были в «горячих» точках, а дают советы. Не видели наши тренировки, но делают выводы. Компетентные люди обязательно должны давать советы, но не чтобы задеть, а ради корректировки процесса. Но комментарии-провокации или сведения счетов, как в биатлоне том же, это не очень спортивно. Но, честно говоря, я постарше ребят, всю эту кухню уже изучил. У меня есть цели, я тренируюсь, знаю, как это делать, мне помогает тренерский штаб – весь. Здесь в зале на каждом метре люди, которые разбираются в гимнастике. Подменять их мнение чьим-то бестолковым – какой смысл?
- Николай, не в каждом виде спорта сегодня могут сказать: мы-то чисты от милдроната…
- Знаете, еще четыре года назад в сборной Украины его всем давали. Эффект? Честно скажу, все равно, что бабушкам раздают Доппельгерц. Почему так к нему привязались? Не тайное оружие, это явно. А сама гимнастика - такой вид спорта, что нужно в важный момент лишь справиться со своим нервами. Это в легкой атлетике или плавании, где секунды важны или метры, можно выше головы прыгнуть на адреналине. У нас, можно, конечно, съесть какой-то допинг, супер-пупер высоко взлететь и… пролететь мимо. Техника и нервы – вот наше оружие.
фото: Елена Михайлова
«Сели вокруг друг друга»
Двукратный призер Олимпийских игр Денис Аблязин выполняет вместе с тренером Сергеем Старкиным специальные упражнения прямо у выхода из зала. Пока жду его минуты отдыха, разговариваю с Евгением Николко, знаменитым тренером знаменитого Алексея Немова. Николко приехал на сбор с молодым гимнастом. «Меня пять лет не было на «Круглом», приехал – порадовался за сборную. Ребята на подъеме, никаких «заносов», хорошая ситуация. В каком состоянии подойдут к главному старту – это другой вопрос, на него только время и ответит. Но то, что вижу, – мне нравится. Все должно быть хорошо, никакой давиловки нет, процесс со всех сторон, я бы так сказал, идет корректно».
«Корректно» отмучил тренера Денис, отпустил его самого «качаться».
- Денис, я сейчас с Николко разговаривала о том, как к Алексею Немову ребята тянулись, вокруг «кучковались». У вас в сборной есть такой спортсмен?
- У нас, мне так кажется, по-другому – не вокруг одного, а все вместе. Сели «вокруг друг друга».
- И часто садитесь?
- Перед началом тренировки и в конце, вечером – отдыхаем. Без ссор живем.
- А ведь сидите здесь, как селедки в бочке, неужели не надоели друг другу? Характеры разные, все с амбициями.
- Да времени на эти глупости нет. Все готовимся, работаем. Никто тут не выступает против кого-то, все - за результат. Победит сильнейший, естественно. У нас ни поводов, ни сил нет, чтобы адреналин по-пустому выбрасывать. Дедовщины тоже нет.
- Да ладно, совсем не гоняете молодых?
- Почему? Гоняем. Если провинятся. Мусор не выбросят, где сидят, там и едят. В бане стаканы пластиковые оставляют, за это, конечно, по шеям получают. Или в бассейн заходишь – там орехи плавают. Хорошо? За эту невоспитанность и получают. Научим манерам, нас же научили. В мужском зале, если обратили внимание, криков нет, никто не бесится, дисциплина позволяет работать нормально. Если настроения нет, не получается что-то – можно и понервничать, но либо тренеры загасят, либо сам остынешь.
фото: Елена Михайлова
Шесть утра. Стук в дверь
Эмин Гарибов после нескольких лет отсутствия в команде из-за травм снова готовится вместе со сборной. «Вон, с капитаном поговорите», - кивает в его сторону старший тренер, переходя от снаряда к снаряду в очередной раз.
- Для меня это серьезный шаг – то, что я смог вернуться, - говорит Эмин. - Конечно, еще не хватает той рабочей формы, которая была до травм, но я готовлюсь к чемпионату России. Могу готовиться – это главное. Могу и хочу. Обстановка благоприятная – рабочая очень. Все трудятся – и упорно. Бывают негативные моменты, но это ведь вопросы делопроизводства, как без них?
- Эмин, вы уже были на Олимпийских играх, есть опыт внутреннего настроя, делитесь с коллегами?
- Пока идем пошагово, те ребята, которые были со мной в Лондоне, понимают, что заранее дергаться ни к чему, можно и сжечь себя. Но и разрешать себе послабления – тоже нельзя. Сачковать? Откуда этой возможности взяться? Это вообще не про нас. То, что для всех на поверхности – олимпийский год. Но и просто так, в обычном сезоне у гимнастов нет времени для «задвигания» работы. Если только перед Новым годом - чуть-чуть себя расслабить, восстановить.
Обстановка в зале очень эффективная – все хотят, все стараются, друг друга заводят. Я смотрю на тех же молодых ребят, меня их умение задевает. Но не кровь портит, а подстегивает. Ведь в голове все равно сидит мысль: я же мог быть лучше, я умею это делать! А пришлось возвращаться назад и начинать практически все с нуля. Ребята поддерживают, это очень приятно, вообще как-то держатся друг за друга.
- Когда вернулись, поняли, что вас ждали все?
- Это ведь не обязательно, чтобы кто-то подошел и сказал слова. Было такое ощущение все время – что я хочу помочь команде, нужен команде, меня это подогревало, дает мотивацию для работы каждый день. Очень тяжело на самом деле, когда болят плечи, все тело, заставлять себя. От мыслей - а надо ли, стоит ли? - никуда не денешься. Но и сама команда, и тренеры, и общая атмосфера – все сливается, не дает отступать. А на фоне допинговых событий какая-то дополнительная мобилизация появляется.
- К вам ведь вчера приезжали допинг-офицеры?
- Да, хотя я лично минуты две участвовал в событиях. В шесть утра мы с Давидом проснулись, думаю, неужели проспали тренировку? Давид пошел открывать: «Давид Белявский? – Да. - Допинг-контроль». Главный офицер разговаривал с акцентом, мы так и не поняли, из какой он страны. Давид оделся, ушел, до 11 утра все это длилось. Достаточно жесткий подход был. Еще и кровь сдавали, а ребята, естественно, не позавтракали. Давид попросил: можно я пойду с вашим сопровождающим позавтракаю? Нам раньше разрешали подобные действия в сопровождении офицера, пробирки только с собой надо брать. «Нет, сиди и смотри на пробирки». В общем надо перечитывать все эти правила. Потому что виноват уже изначально.
- Как по минному полю прошли.
...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||