Сегодня: MSK: Курсы: 97.81 руб (-0.20)102.13 руб (-0.65) Нефть: Погода: Пасмурно Ночью в Москве: 1 °C..3 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Горячие новости


Иконоборчество: от Французской революции до статуй Ленина

Иконоборчество: от Французской революции до статуй ЛенинаКраткий пересказ книги Дарио Гамбони «Уничтожение искусства: Иконоборчество и вандализм с Французской революции до наших дней» («Нью Хейвен», 1997). Другие пересказы можно найти в разделе «Книги. Коротко».

Контекст10 марта 1914 г. суфражистка Мэри Ричардсон вошла в лондонскую Национальную галерею и исполосовала ножом картину Веласкеса «Венера с зеркалом». После того, как ее задержали, она заявила, что можно создать другую картину, но нельзя вернуть человека – миссис Панкхёрст, которую прямо сейчас убивают. Речь шла о лидере суфражисток Эммелин Панкхёрст, которая в тот момент держала в тюрьме сухую голодовку. «Убийство» изображений, которые считаются шедеврами, бьет в самый нерв современного общества с его культом наследия и потому становится политическим манифестом (что дороже: человек или картина?), даже если содержание произведения совершенно аполитично. Тем большие страсти кипят вокруг «политических» памятников, прежде всего, статуй правителей, которые олицетворяют всесилие власти и потому так часто становятся жертвами революций.

Швейцарский искусствовед Дарио Гамбони, профессор Лионского, Амстердамского и Женевского университетов, предпринял попытку разобраться, чем религиозное иконоборчество отличается от политического, политическое от эстетического и что нового здесь принес XX век. Его книга, вышедшая в 1997 г. по-английски и с тех пор переведенная на немецкий, французский и испанский языки, – это не мартиролог низвергнутых статуй, облитых кислотой картин или разбитых вдребезги инсталляций, а попытка понять, что именно заставляет их свергать с пьедесталов, обливать кислотой или крушить топором и почему разрушение столь часто дает разрушителю мощное чувство освобождения.

В двух словахЧтобы ухватить суть какой-то проблемы, ей очень важно дать имя. Описывая, как революционные толпы свергают статуи вождей или как кто-то под покровом ночи крушит скульптуру современного художника, мы обычно называем их действия либо «иконоборчеством», либо «вандализмом».

Термин «иконоборчество», родившийся из споров о почитании образов Христа, Богоматери и святых, напоминает о религиозном конфликте, раздиравшем Византийскую империю VIII-IX вв., и о протестантско-католическом противостоянии XVI-XVII вв. В расширительном смысле он стал обозначать любую идеологически мотивированную атаку против политического порядка или господствующей идеологии, попытку ниспровержения догм.

Термин «вандализм», появившийся на свет в эпоху Французской революции, был призван заклеймить эксцессы революционных толп, которые, атакуя символы Старого порядка, не щадили шедевров искусства (или скорее не проводили между ними никакого различия). Автор этого слова, аббат Грегуар, утверждал, что создал его, дабы уничтожить само явление – тут он, конечно, не преуспел. Называя кого-то «вандалом», мы чаще всего подразумеваем, что в его действиях не стоит искать никакого смысла и что им движет лишь варварская радость разрушения. Иначе говоря, отсекаем саму возможность понять его мотивы.

Неуловимая многозначностьСложность в том, что, атакуя изображения, «иконоборцы» могут преследовать множество разных целей, которые не всегда легко различить – причем, не только на большом историческом удалении, но и в самом недавнем прошлом.

Кто-то, покушаясь на образ, метит в изображенный на них прообраз – божество, которое отрицает, или вождя, которого ненавидит. Портреты властителей – видимо, самая частая жертва «иконоборцев». Чем большую роль конные статуи, портреты в золотых рамах или плакаты с ликом вождя играют в насаждении и легитимации власти, тем чаще их атакуют и уничтожают, чтобы бросить ей вызов или отпраздновать ее низвержение.

Кто-то, не имея ничего против прообраза, направляет свою агрессию против самого принципа «визуализации» или того, как эти образы применяются. Например, протестанты, в отличие от католиков, считали недопустимым изображать Бога-Отца и, главное, воздавать культ любым изображениям – ведь даже образ Христа, коль скоро ему начинают молиться, по их убеждению, превращается в идола.

Кто-то атакует изображение, потому, что считает недопустимым то, как именно оно исполнено: икона нарушает канон, портрет недостоин модели, а излишняя нагота угрожает нравственности.

Кто-то, как Мэри Ричардсон, покушается на образ, чтобы привлечь внимание к какой-то проблеме (восхищению нарисованной женщиной и угнетению женщин реальных). Кто-то – к собственной персоне.

Гильотина для статуйСтремясь разобраться в переплетениях мотивов, которые движут современными «иконоборцами», Гамбони избирает в качестве точки отсчета Французскую революцию. Именно тогда впервые в истории Европы главной пружиной насилия против изображений стала не религия, а политика. Ненависть революционеров была обращена против всех символов Старого порядка: от конных статуй и парадных портретов монархов до дворянских надгробий и церковных алтарей. Чтобы построить новый мир справедливости, равенства и просвещения, требовалось сокрушить зримые воплощения угнетения, суеверия и господства.

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus - Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.

Иконоборчество: от Французской революции до статуй Ленина


Опубликовано: 2016-03-24 11:17:38

Краткий пересказ книги Дарио Гамбони «Уничтожение искусства: Иконоборчество и вандализм с Французской революции до наших дней» («Нью Хейвен», 1997).... Подробнее »


Новости наших партнёров

Загрузка...

Свежая лента новостей

Загрузка...

Свежая лента

Loading...

Получить Виджет "Топ новости" Обновить



Новости наших партнёров


Новости наших партнёров

Загрузка...


Самое читаемое

Автомобили с пробегом

Погода в Москве - сегодня


Москва
Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Ночью 1 °C..3 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Утром 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Днем 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Вечером -1 °C..1 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Киев
Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Ночью 0 °C..2 °C
ветер 1 – 3 м/c западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Утром -1 °C..1 °C
ветер 0 – 2 м/c западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Днем 1 °C..3 °C
ветер 1 – 3 м/c западный

Облачно 02 февраля в воскресенье
Вечером -1 °C..1 °C
ветер -1 – 1 м/c юго-западный

Минск
Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Ночью -1 °C..1 °C
ветер 2 – 4 м/c западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Утром -1 °C..1 °C
ветер 1 – 3 м/c западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Днем -1 °C..1 °C
ветер 2 – 4 м/c западный

Пасмурно 02 февраля в воскресенье
Вечером 0 °C..-2 °C
ветер 1 – 3 м/c западный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru