Сергей Худиев: Человек, который обладает высшей ценностью, – это не вы
В праздник Торжества Православия патриарх Кирилл высказался против «ереси человекопоклонничества»; текст его выступления доступен на сайте Патриархии, но оппоненты поспешили заявить, что «патриарх объявил ересью права человека».Некоторые, правда, оговорились, что буквально такого патриарх не говорил, но раз он объявил ересью «человекопоклонничество», то, следовательно, и права человека.Что же, этот вывод верен с точностью до наоборот – человекопоклонничество ведет к разрушению прав человека, даже если оно клянется этими самими правами.Это может показаться парадоксальным, но такова реальность – права человека наиболее жестоко попирались именно там, где человек провозглашался высшей ценностью.
Атеисты часто говорят о том, что религия – это инструмент господства одних людей над другими. На самом деле любая ценностная система может использоваться как инструмент господства. «Мы обладаем правильными ценностями, поэтому вы должны нам повиноваться».
Эта ценностная система может быть религиозной, а может быть и светской. Тоталитарные идеологии ХХ века, поработившие сотни миллионов людей, не только отлично обходились без религии, но и были ей прямо враждебны.
Самый тяжкий опыт подавления свободы и прав человека, который известен истории, связан именно с режимами, поклонявшимися человеку, режимами, ценности которых носили принципиально посюсторонний характер.
Как писал, например, Николай Островский, «слово «человек» звучит гордо в нашей стране. Великий Сталин сказал, что человек – это самое ценное из всех ценностей, какие знает мир»
Кто-то скажет, что великий Сталин, учитывая его обращение с людьми, тут просто безбожно лицемерил, но реальная ситуация сложнее. Парадокс человеческой истории в том, что человекопоклонничество очень быстро оборачивается людоедством. Почему? Рассмотрим это подробнее.
В христианской традиции есть два элемента, которые оказали особенно глубокое влияние на формирование европейской цивилизации. Это, во-первых, вера в праведного Бога, Автора морального закона, Судию, который стоит, безусловно, над всеми земными властями и которому каждый – и богатый, и бедный, и царь, и раб – даст ответ за свою жизнь.
Во-вторых, вера в первородный грех, в то, что человеческая природа повреждена падением, люди склонны ко всякому злу и безумию и поэтому построить идеальное общество невозможно. Задача государства не в том, чтобы водворять на земле рай, но в том, чтобы не дать ей превратиться в ад.
Изгнание Бога из общественной жизни (чрезвычайно масштабный эксперимент уже был поставлен, о чем патриарх напоминает) приводит к тому, что высшим авторитетом, верховным господом и судией оказывается человек. «Вот и прекрасно! – может воскликнуть кто-нибудь. – Человек превыше всего! Человек – мера всех вещей!»
Может быть, в теории это и звучит как-то духоподъемно и воодушевляющее, но на практике у нас немедленно возникает вопрос: а кто именно этот человек, который превыше всего и мера всех вещей? Опыт всех человекопоклонниче
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert |