Минфин ждет, а ФАС готова спорить. Последствия подорожания бензина затронут не только автовладельцев
Ведомство Антона Силуанова ждет прибавки в федеральный бюджет от второго за короткое время повышения акцизов. По оценкам Минфина, это принесет бюджету в 2016 году почти 90 млрд рублей. Рост розничной цены на бензин после повышения с 1 апреля этого года составит около 2,3 рубля на литр. Антимонопольщики не ожидают резкого скачка цен, однако отреагируют, если цены все же вырастут на 2 рубля. Эксперты отметили, что повышение цен будет, но пройдет плавно. В каких регионах цены на бензин уже выросли и что прогнозируют эксперты «ФедералПресс», читайте в нашем материале.
По данным Росстата, за неделю с 7 по 13 марта потребительские цены на автомобильное топливо выросли только на 0,1 % по сравнению с периодом с 29 февраля по 6 марта. Хотя за эту же неделю увеличение составило 0,3 %. В итоге в среднем, по официальным данным, по состоянию на 14 марта потребительская цена бензина в стране составила 34,96 рубля. Бензин марки А-76 (АИ-80) стоил 32,50 рублей, АИ-92, АИ-93 и т. п. подорожал на шесть копеек – до 33,93 рубля, а АИ-95 достиг 36,90 рубля. Не осталось в стороне от общей тенденции и дизельное топливо, которое после роста на две копейки, стоило в среднем 35,31 рублей.
При этом увеличение затронуло 32 региона России: больше всего в Анадыре – 3,3 %, Кызыле и Абакане – 2,7 % и 0,8 % соответственно. Хотя были и субъекты, где цена бензина шла вниз – в Симферополе на 0,7 %, в Иркутске, Томске и Мурманске – на 0,1 % в каждом городе.
Вопрос, что вызывает рост цен на бензин при низких ценах на нефть, давно не стоит на повестке дня – в России в этом смысле сформировалась уникальная ситуация. Специфика, которой заключается в том, что на цены бензина помимо мировых цен на нефть, влияет изменение акцизов на топливо и другие налоговые изменения в области ТЭК. Напомним, что с 1 января 2016 года акцизы выросли на 36,1%, а президент Владимир Путин ранее уже подписал закон о втором повышении акцизов – с 1 апреля текущего года на 34,3% до 10 тыс. рублей за тонну. Иными словами с этого времени в стоимость каждого литра бензина будет заложен акциз в размере 7,19 рублей – на 1,85 рублей выше, чем сейчас. От второго повышения акцизов Минфин ждет прибавки в федеральный бюджет в размере в размере 89,3 млрд рублей. При этом при текущей экономической конъюнктуре – ценах на нефть, курсе рубля, дефицит бюджета может составить порядка 2 трлн рублей. Так что неудивительно, что правительство всеми силами пытается мобилизовать доходы бюджета.
«Это вынужденная мера, – заявил замминистра финансов Юрий Зубарев на заседании Госдумы. – Предполагаемое дополнительное повышение акцизов – одно из решений в числе прочих по мобилизации доходов федерального бюджета».
Отметим, что Госдума и Совет Федерации поддержали повышение ставок акциза на бензин и дизельное топливо – с 1 апреля они вырастут на два рубля и на один рубль соответственно. Хотя депутаты «Справедливой России» все-таки потребовали у правительства принять меры, чтобы уменьшить вред от повышения акцизов для населения. Они предложили компенсацию для отдельных групп граждан, если цены на топливо в итоге вырастут быстрее инфляции. Также депутаты намерены проследить, чтобы все вырученные средства в полном объеме пошли на развитие дорожного хозяйства в стране. А продавать сельскохозяйственным производствам дизель и низкооктановый бензин, по их мнению, необходимо по льготным сценам.
В таких условиях интересно, что же нас ждет дальше. Минфин недавно опубликовал свой прогноз роста цен на бензин в 2016 году. По ожиданиям главного финансового ведомства, при цене на нефть 30 долларов за баррель стоимость бензина вырастет на 5 %, что ниже уровня ожидаемой инфляции в текущем году. Впрочем, непосредственно представители отрасли строят более пессимистичные прогнозы. Так, еще в январе глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов отметил, что производители ждут в 2016 году роста в пределах инфляции, то есть не менее 10 %, что вдвое превышает предсказания Минфина. Уже и Центробанк в минувшую пятницу в своем докладе спрогнозировал, что с учетом повышения акцизов в апреле общий рост цен на бензин в 2016 году составит 10,4 %, а общую инфляцию мера правительства добавит 0,33 %.
Хотя вот Федеральная антимонопольная служба (ФАС), по заявлениям начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса ведомства Дмитрия Махонина, не ожидает резкого роста цен на топливо после 1 апреля. Впрочем ФАС не берется строить какие-либо предположения относительно размеров будущего роста. Как сказал Махонин на цену бензина помимо активов влияет множество факторов, и падение спроса на внутреннем рынке вкупе с увеличением числа топлива может нивелировать эффект акцизов. «Если кто-то говорит, что на два рубля вырастут цены из-за повышения с 1 апреля акцизов, то мы готовы спорить. Не факт, что на два рубля. Однако то, что будет происходить корректировка цен из-за роста акцизов на топливо, – это так. В 2015 году цены на бензин в России выросли на 5,5 %, на дизель – на 2,5 %. Рост цен на топливо в этом году будет близок к темпам инфляции, не выше точно. А насколько ближе, зависит не только от ФАС, но и от Минэнерго», – цитирует РИА «Новости» Махонина. Он добавил, что если цены на бензин действительно вырастут на два рубля, то «ФАС будет применять меры антимонопольного реагирования».
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко в свою очередь считает, что так как это второе повышение не просто за год, но и за довольно короткий срок, то в оптовом звене цен, оно уже фактически учтено. А вот рознице только предстоит отреагировать. И хотя крупные нефтяники постараются избежать резкого скачка, боясь привлечь внимание властей. А вот у независимой розницы выбора просто не останется. Впрочем, никто и не ожидает, проснувшись 2 марта, увидеть цены на бензин на два рубля выше – рост будет более плавным.
Но повышение акцизов не последняя «первоапрельская шутка» Минфина в погоне за закрытием дыр бюджета. Так планируется поднять налог на добычу полезных ископаемых путем сокращения вычета из налога с 15 до 7,5 доллара за тонну. Разговоры об изменениях НДПИ ведутся, по крайней мере, с начала кризиса. Но если раньше производителям удавалось, как говорится, «отбрехиваться» от неприятной для них нормы, то в этот раз этого, видимо, не случится. Кроме того, с 1 апреля также поднимут экспортную пошлину на нефть с 39,5 доллара до 54,9 доллара за тонну. Конечно, из-за снижения потребительского спроса и высокой конкуренции, компании сдерживают рост цен, перераспределяя собственные издержки. Но столь значительное повышение пошлины на фоне низких цен на нефть, скорее всего, заставит нефтяников компенсировать убытки на внутреннем рынке, продавая нефть нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) по более высоким ценам. А НПЗ в свою очередь компенсируют свои возросшие расходы в цене своей продукции.
А вот коммерческий директор компании «Финам-Красноярск» Дмитрий Зотов считает, что с учетом производственных циклов реальное повышение цен станет заметно ближе к лету. К тому же тогда начнет действовать еще и сезонный фактор, когда возрастает потребление нефтепродуктов.
Естественно в итоге население увидит повышение цен не только на заправках. Профессор кафедры экономической теории и методологии Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Лобачевского Марина Малкина отмечает, что топливо – это значительная часть издержек любого производителя, так что рост акцизов и других издержек НПЗ отразится не только в стоимости бензина, но и прочих товаров и услуг.
Арина Раксина
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||