Оленей накормили свинцом
Фото: NewsRbk.ru Новости
Россельхознадзор объявил о высоком содержании диоксинов и других токсичных элементов в печени и почках северных оленей из Мурманской области, Ненецкого АО и ЯНАО. При этом мурманские олени оказались «рекордсменами»: превышение допустимых значений кадмия и ртути — в 100% образцов, также присутствует свинец. Для сравнения, лишь в 14% таймырских образцов обнаружено превышение по диоксинам, в 50% — по тяжелым металлам. Кольский полуостров оказался наиболее загрязненным регионом, где содержание диоксинов в пробах превышает допустимые уровни в 6-7 раз, а кадмия и ртути в 4-5 и 2-3 раза соответственно.
Для Мурманской области, где в последние годы пытаются возрождать оленеводство в промышленных масштабах, это гром среди ясного неба. Хотя, если вдуматься, ситуация вполне предсказуемая. Еще в начале 2000-х рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) Баренц-региона опубликовала доклад о стойких органических загрязнителях окружающей среды. По результатам исследований были выпущены рекомендации для представителей коренных народов Севера, в том числе — не употреблять в пищу почки оленей. Мониторинг проводился в 100 км от села Ловозеро, а также в селе Краснощелье — центрах компактного проживания саами, занимающегося оленеводством коренного малочисленного народа Заполярья. К слову, онкология в этом районе крайне высокая, а продолжительность жизни населения очень низкая. Тяжелые металлы накапливают ягель, и грибы, которыми питаются олени.
Загрязнителями в докладе АМАР назвали не только местную, но и европейскую промышленность. И все же основной ударной силой, вероятнее всего, являются никелевые производства — об этом многократно напоминала «Беллона», объявленная ныне иностранным агентом. В Мурманской области «внучки» «Норильского никеля» «Североникель» и «Печенганикель» расположены в Мончегорске — по соседству с Ловозером и в Печенге, недалеко от которой, на полуострове Рыбачий, также находится муниципальное оленеводческое хозяйство.
В комитете по ветеринарии Мурманской области «Новой газете» рассказали, что результаты лабораторного контроля оленины тревожат специалистов уже как минимум два года. Иссл
1ff8
едования проводят в ходе убойных кампаний. Однако, настаивают ветеринары, заражению подверглись только печень и почки, а вот мясо соответствует нормам.
— Лабораторными методами в субпродуктах выявлено превышение нормативов, установленных для пищевой продукции, по содержанию кадмия и ртути, кроме того, в печени обнаружены диоксины. При этом мясо северного оленя соответствовало всем предъявляемым требованиям, — сообщила в ответ на запрос редакции заместитель начальника отдела государственного ветеринарного надзора и контроля Елена Лапшова. — Предполагается, что источники загрязнения могут быть расположены на значительном удалении от мест выпаса оленей — не только в иных субъектах России, но и в зарубежных странах, на других континентах.
Не согласиться с этим трудно. Например, норвежские оленеводы до сих пор страдают от последствий чернобыльской катастрофы. Обильные снег и дождь в конце апреля 1986 года обернулись тем, что при европейской норме в 600 беккерелей на кг у норвежских оленей фиксируется радиоактивность до 2100 беккерелей. В связи с этим в, казалось бы, помешанной на экологии Норвегии лимит установлен аж в 3000 беккерелей на кило — иначе оленеводы не смогли бы прокормиться, продавая мясо.
Фото: NewsRbk.ru Новости
Кольский полуостров чернобыльское облако обошло стороной — проверки давали утешительный результат и в 90-е, когда оленина только пошла на экспорт, и сейчас. Последние пробы отобраны этой весной, превышений не выявлено.
А вот пробы на ртуть, свинец и диоксины саамов напугали вдвойне. Во-первых, оленя малый народ почитает кормильцем, и необратимое влияние на него промышленных гигантов — катастрофа. Во-вторых, в разгаре убойная кампания, и информация об отравлении может серьезно напугать крупных покупателей. В ходу и конспирологическая версия, де результаты анализов озвучены для передела рынка, чтоб лишить крупные саамские общины возможности напрямую реализовать продукцию. Россия на мировом рынке оленины занимает лишь 5 %, но все это — северный олень из Мурманской области, сертифицированный по европейским стандартам. Если его перестанут покупать, оленеводческие предприятия действительно встанут.
Впрочем, рано или поздно встанут они и в том случае, если давление крупной промышленности на экосистему не ослабеет. Пока ветеринары установили режим усиленного лабораторного контроля за олениной, запретили реализацию субпродуктов (впрочем, последние не отпускаются потребителю уже не менее года), проводят мониторинг состояния пастбищ. По результатам последнего, будем надеяться, назовут в итоге официально и главные источники заражения. И вряд ли окажется, что это Канада или Китай...
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте. |
||