«Китаец» WZ-10 – не конкурент ударным вертолетам Ми-28 и Ка-52
Издание Defense News сообщает, что во время военного парада, который уже второй год подряд проводится в Исламабаде в День Пакистана, наряду с баллистической ракетой Shaheen III главным героем стал китайский ударный вертолет CAIC WZ-10.
Российский ударный вертолет Ми-28Издание отмечает, что это первая официальная презентация WZ-10 в составе вооруженных сил Пакистана с того момента, как в конце прошлого года появилась информация, что Пакистан собирается заместить этим вертолетом американские машины AH-1F Cobra.
Примечательно также, что на рынке в Пакистане основную конкуренцию Z-10 на сегодня составляет не американский AH-1F Cobra, а российские ударные вертолеты Ми-35, которые Исламабад недавно закупил у России в количестве 30 единиц.
Впрочем, если верить сообщениям пакистанских чиновников, скорее всего, основу ударной вертолетной группировки Пакистана будут составлять, как Ми-35, так и китайский WZ-10, который, кстати говоря, имеет очевидные российские корни.
Дело в том, что WZ-10 разработан с прямым участием российских специалистов, а конкретно – ведущего российского предприятия в этой сфере военной техники – ОКБ Камова.
Например, в 2013 года генеральный конструктор этого предприятия Сергей Михеев заявил, что WZ-10 был разработан на основе эскизного проекта 941, который был заказан со стороны Китая российским специалистам в 1995 году. Кроме того, этот проект разработан в полном соответствии с китайскими требованиями и не основывается на моделях советских ударных вертолетов.
Дальнейшую доводку китайцы осуществляли сами, а теперь, например, считают своим главным достижением, что корпус ударного вертолета Z-10 выполнен по технологии «стэлс».
Ведущий специалист Ассоциации Вертолетной индустрии Игорь Блинов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что, несмотря на факт сотрудничества между Москвой и Пекином по проекту 941 и разработки ОКБ Камова облика WZ-10, в целом программы ударных вертолетов России и Китая между собой никак не связаны.
«У них есть свой вариант Ми-171, который в Китае делают по лицензии, но это транспортная машина, а не ударный вертолет. Все остальные свои вертолетные проекты Пекин делает на основе европейских технологий. Можно вспомнить хотя бы тот факт, что франко-немецкая компания Eurocopter разместила в Китае свои производственные мощности», - резюмирует Блинов.
В частности это наложило отпечаток и на историю проекта WZ-10, который начал разрабатываться китайцами в условиях западных ограничений на поставку военных технологий в КНР.
Поскольку попытка Пекина создать ударный вертолет своими силами – провалилась, китайцы были вынуждены обратиться к международному опыту и поначалу позиционировать этот проект в качестве гражданского проекта Z-10, впрочем, не отрицая того факта, что на его базе может быть создан ударный вертолет WZ-10.
Таким образом, китайцы заключили контракт с французской компанией Eurocopter, а также с англо-итальянским консорциумом производителей вертолетной техники AugustaWestland. Кроме того, в 2001 году Китай сумел получить вертолетные двигатели от канадского отделения ведущей американской компании Pratt&Whitney.
«При этом, у китайцев до сих пор нет своей собственной двигательной промышленности, поэтому они покупают силовые агрегаты либо у нас, либо в Европе у Eurocopter. Также у них сейчас появился альтернативный поставщик в виде Украины, но этот вариант – ненадежный, хотя бы потому, что у украинцев существуют серьезные проблемы с авторскими правами по поводу поставляемой ими в Китай техники», - заключает Блинов.
Таким образом, WZ-10 является «сборной солянкой» технологий различных стран, на базе которых китайцы создали свою модель ударного вертолета. Оценивать ее сложно, единственное, что, по мнению Блинова, можно сказать наверняка, что характеристика «стэлс» по отношению к ударным вертолетам – бессмысленна.
Так что, сравнивать WZ-10 с российскими Ка-52 и Ми-28 – нельзя, несмотря на тот факт, что Россия выполняла для Китая ряд НИОКР в контексте разработки данной машины.
Во-первых, Россия является признанным лидером в сфере ударных вертолетов, соответственно, наши машины лишены всех тех «родовых» недостатков, которые есть в WZ-10, учитывая историю его создания. Во-вторых, внешне и по компоновке он похож на Eurocopter Tiger и итальянский Augusta A-139 Mangusta.
В целом, это скорее серьезная заявка Китая на самостоятельное участие в этой сфере военной техники, а не проект вертолета, который в состоянии тягаться с лучшими мировыми аналогами. И тот факт, что WZ-10 рассматриваются Пакистаном на одном уровне с российскими, пусть и модернизированными, но все-таки ударными вертолетами предыдущего поколения Ми-35 – это подтверждает.
Дмитрий Сикорский
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||