Игорь Юсуфов: «Ямал СПГ» - фактор европейской энергетической безопасности
На фоне приходящих из стран Европы новостей о неожиданно холодной зиме 2017 года, об увеличении потребления природного газа, а также о нарастании политических противоречий вокруг стран-транзитеров, все больший интерес вызывает рынок сжиженного природного газа. Это характерно не только для Европы, но и для мира в целом и является отражением целого ряда важных глобальных тенденций.
С одной стороны, происходит усиление конкуренции поставщиков классических и неклассических углеводородов, что дает возможность потребителям газа получать лучшие условия поставок в условиях устойчивого, как это происходит в странах ЕС, экономического роста и повышения социального стандарта. Что объективно создает условия для дальнейшего органического расширения энергетического рынка, в том числе, - рынка газа.
С другой стороны, вне зависимости от стран де-факто существующего «газового картеля», включая Россию, происходит реструктуризация глобальной системы торговли энергоносителями, причем нефтяной и газовые сектора движутся в различном направлении. Страны ЕС объективно оказываются решающим фактором в формировании этого контекста, причем, как с точки зрения своего веса, как потребителей на рынке, так и с точки зрения степени разработанности регуляторных механизмов, созданных на базе общеевропейского консенсуса.
Лидерство ЕС в формировании нового глобального механизма торговли газом – бесспорно, хотя это и накладывает на европейские страны и общеевропейские институты особую ответственность за энергетическую стабильность. И создает целый ряд новых вызовов во взаимоотношениях с крупными поставщиками газа, например, необходимость противостоять ценовому диктату США, стремящихся продвинуть свой сланцевый газ на европейский рынок.
Россия в лице своих наиболее эффективных частных компаний также активно встраивается в новый контекст, понимая объективность и необратимость глобальных тенденций. Компания Ямал-СПГ, глобальная компания с российским, французским и китайским участием, начинает работы по вводу в строй второй очереди завода по сжижению природного газа, которую планируется запустить третьем квартале 2018 года. Помимо расширения технологической базы, укрепляются и логистические возможности компании. В ближайшее время начнется отгрузка СПГ на пятый танкер ледового класса Arc7 «Владимир Русанов», построенный для «Ямала СПГ». Всего для полноценного логистического обеспечения проекта «Ямал СПГ» потребуется 15 танкеров ледового класса Arc7. Уже сейчас СПГ с «Ямала СПГ» перевозят четыре танкера. Такая программа развития проекта говорит о наличии долгосрочных планов по расширению присутствия СНГ с проекта Ямал-СПГ не только на европейском, но и на глобальном рынке.
Развитие индустрии СПГ, которая является принципиально новой для России отраслью реального сектора экономики, необходимо рассматривать в контексте тех изменений, которые в настоящее время происходят на глобальном и европейском рынке энергоносителей. Развитие проекта Ямал-СПГ на практике, а не только на словах выводит российскую газовую индустрию на новый уровень конкурентоспособности в поставках газа, который определяется тремя обстоятельствами:
- Началом системного преодолением монополизма Газпрома на использование газотранспортной системы. Конечно, выход частных российских производителей на рынок СПГ нельзя считать элементом стратегической демонополизации отрасли в строгой трактовке. Но фактически, транспортировка и продажа газа внешним потребителям перестает быть полной монополией «Газпрома». Это обстоятельство становится важным стимулом для дискуссии о, как минимум, справедливом распределении рисков, связанных с присутствием на ключевых рынках газа. И, в данном случае, речь неизбежно пойдет об изменениях, как в позиции «Газпрома», так и подходе государства к регулированию газотранспортного рынка.
- Участие в укреплении энергетической безопасности Европы в рамках общеевропейской политики. Российский СПГ является важным фактором обеспечения энергетической безопасности Европы, поскольку позволяет сбалансировать присутствие на рынке СПГ, прежде всего, американского сланцевого газа. А также нивелировать возможные проблемы с поставками СПГ с Ближнего Востока, которые могут возникнуть, как по политическим, так и по чисто экономическим причинам (например, замедлении реализации газотранспортных проектов в связи с недостаточностью инвестиционных ресурсов). С полноценным развертыванием системы поставок российского СПГ на рынки стран ЕС позволит Европе не просто избежать ценового диктата крупных поставщиков (который может быть очень чувствительным в ситуации не только политического кризиса, но и, как зимой 2017-2018 годов, - природного).
- Стимул к повышению эффективности производства в российском ТЭКе. Для расширения присутствия на европейском рынке СПГ потребуется повышения уровня конкурентоспособности производства, что будет толкать российских производителей, причем не только в газовой отрасли, к улучшению корпоративного управления и к повышению уровня операционной и инвестиционной прозрачности. Проект Ямал-СПГ, будучи крупнейшим в России успешно реализованным проектом в рамках частно-государственного партнерства, одновременно является одним из крупнейших глобальных инвестиционных проектов с участием инвесторов, представляющих различные страны. И само это говорит о том, что именно в рамках этого проекта в России формируется принципиально новый стандарт инвестиционной деятельности, который существенно отличается от традиционного положения вещей и объективно станет на будущее «модельным».
В любом случае, возникновение ситуации внутренней конкуренции между различными производителями газа в России и различными вариантами его транспортировки является новым элементом экономической картины в России, весь эффект которого пока ее до конца не осознан. В частности, за «скобками» остается то обстоятельство, что на проекте Ямал-СПГ был установлен принципиально новый экологический стандарт реализации проектов в сырьевой сфере. Который, при условии правильной государственной политики, может не просто привести к существенным экологическим улучшениям в сфере добычи углеводородов, которая пока так еще и не оправилась от «советского наследства», но и стимулировать сближение «экологической ментальности» российских и европейских участников углеводородного рынка. Хотя это и небыстрый процесс.
В долгосрочной перспективе отработка системы участия дает в перспективе шанс российским альтернативным производителям найти свое место на рынке газа, которое было бы невозможно получить при сохранении ориентации на классические схемы экспорта.
© РИА Новости / Сергей Гунеев
Для России в целом проект Ямал-СПГ важен тем, что он дает возможность сохранить высокий уровень присутствия на европейском рынке газа, постепенно переориентируясь на наименее политизированный его сегмент. И в то же время, соблюдая требования европейских регуляторов относительно демонополизации.
Вопрос в том, что данная система сможет полностью реализовать свой потенциал только при условии активного взаимодействия с европейскими потребителями и инвесторами. Задача российской стороны состоит в создании механизма постоянного присутствия на рынке значимых объемов российского СПГ.
Именно из проекта Ямал-СПГ начинает вырастать та часть глобализирующейся российской экономики, которая полностью соответствует современным требованиям эффективности и конкурентоспособности. А это означает существенное повышение потребности в партнерстве с ключевыми западными корпорациями углеводородного сектора. Что будет значимым стимулом для нахождения стратегического компромисса между Россией и Западом в смягчении взаимной санкционной политики. Конструктивное взаимодействие в рамках возникающей системы и организация совместных инвестиций будет куда более важным инструментом формирования нового взаимопонимания между Россией и Западом, чем дальнейшее усиление санкционного режима, которые приводят лишь к консолидации российского общества, и ответные попытки перевести ситуацию в русло военно-политических решений.
Но быстрый рост потенциала торговли СПГ и объективный сдвиг фокуса интереса поставщиков газа на Восток, в Юго-Восточную и Южную Азию говорит о высоком потенциале адаптации отрасли к новым условиям торговли газом и у поставщиков. Ситуация с развитием индустрии СПГ в России, которая, объективно, задержалась и стартом процессов демонополизации рынка, рассчитывая на сохранение традиционной системы, является важным индикатором того, как быстро и эффективно могут происходить сдвиги в механизме поставок при наличии широкого международного сотрудничества. И это - еще один важный стимул к долгосрочному взаимодействию.
Об авторе: Игорь Юсуфов – бизнесмен, меценат, владелец Корпорации «Энергия», российский государственный деятель, бывший министр энергетики Российской Федерации (2001-2004 г.г.), специальный представитель Президента Российской Федерации по международному энергетическому сотрудничеству в 2004-2011 г.г..
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||