Человек дня: Лидия Гинзбург
18 марта 1902 года родилась Лидия Гинзбург, литературовед и мемуарист. Личное дело
Лидия Яковлевна Гинзбург (1902—1990) родилась в Одессе. Отец умер, когда девочке было всего 8 лет и заботу о ней взял на себя дядя.
В 1922 году поступила на словесный факультет Института истории искусства в Ленинграде, который и закончила в 1926 году. С этого же года начала печататься. Ранние исследования Гинзбург посвящены изучению внутритекстовых структур поэтов первой трети 19 века и проблем философской лирики: статьи «Вяземский-литератор», 1926; «Из литературной истории Бенедиктова (Белинский и Бенедиктов)», 1927; «Опыт философской лирики (Веневитинов)», 1929; «Пушкин и Бенедиктов», 1936; «К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе», 1936.
В молодости Лидия Гинзбург публиковалась в кругу младоформалистов, была близка к литературно-художественному авангарду. Учителями Гинзбург были опоязовцы Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум, Виктор Шкловский. В начале тридцатых годов формальная школа была разгромлена, и Лидия Гинзбург на долгие годы была вытеснена из литературного процесса. Также она лишилась и университетской кафедры, и учеников. Преподавала на рабфаке, несколько лет ездила читать лекции в Петрозаводск.
Пережила блокаду Ленинграда, работала редактором Ленрадиокомитета, выпускала военно-литературные передачи. Во время блокады в 1942 году потеряла мать, умершую от последствий дистрофии. Позже написала «Записки блокадного человека», опубликованные только в 1984 году.
Дружила с Борисом Бухштабом и Григорием Гуковским, репрессированным в пятидесятом году. Лично знала Шкловского, Маяковского, Эйхенбаума, Тынянова, Ахматову, Н. Я. Мандельштам и оставила воспоминания о них.
С конца 1930-х годов в работах Гинзбург изучение текста связывается с исследованием внетекстовых факторов: культуры, эпохи, гражданской истории. («Творческий путь М. Ю. Лермонтова», Л., 1940; «“Былое и думы” А. И. Герцена», Л., 1957). В 1950-е годы участвовала и в подготовке текста «Былого и дум» для академического собрания сочинений Герцена.
Основные труды, принесшие Гинзбург мировую известность, начали публиковаться только в 70-х годах прошлого века.
Скончалась Лидия Гинзбург 17 июля 1990 года в Ленинграде. Похоронена на кладбище писательского поселка Комарово.
Лидия ГинзбургЧем знаменита
Лидия Гинзбург стала широко известна в восьмидесятые годы XX века — прежде всего, как автор «Записок блокадного человека» (вышли в журнале «Нева» в 1984 году). Однако в интеллигентских кругах ее работы были популярны уже с конца 60-х – начала 70-х годов.
«Настоящее ее явление читателю, а вслед за ним настоящее, порой ажиотажное признание, сделавшее ее, с одной стороны, фигурой культовой, а с другой – приведшее к Государственной премии, началось в начале 70-х, то есть когда и автору было уже за семьдесят», - пишет о Гинзбург петербургский писатель и публицист Николай Крыщук.
Именно тогда одна за другой вышли книги Лидии Гинзбург «О психологической прозе», «О литературном герое», «О лирике»; прозаические эссе «Возвращение домой», «Мысль, описавшая круг», «Заблуждение воли», «Записки блокадного человека», воспоминания и, наконец, «Записные книжки».
В своих трудах Гинзбург отстаивает идею о соотнесенности литературы со всем кругом тем и вопросов, стоявших перед обществом в период создания каждого конкретного произведения, о необходимости при анализе текста учитывать влияние на него и внетекстовых факторов – исторических и культурных.
Неоднократно переиздававшиеся книги Лидии Гинзбург «О лирике» (1964) и «О психологической прозе» (1971) стали значительными вехами в истории российского литературоведения. В книге «О психологической прозе» она описала кружковую жизнь первых русских интеллектуалов 1830—1840-х годов. В этой книге Гинзбург переработала, в сжатом виде, написанную еще в сталинскую эпоху монографию «“Былое и думы” Герцена», опубликованную в 1957 году. По словам филолога Ирины Паперно, «Гинзбург-литературовед представила “Былое и думы” как ключевой для формирования русского исторического сознания текст и как продукт группового этоса первых русских интеллигентов-гегельянцев 1840-х годов».
Мемуаристика и уникальные «Записные книжки» Гинзбург, охватывающие весь советский период с 1920-х до 1980-х годов, стали публиковаться лишь с середины 1980-х и до сих пор не напечатаны полностью. Частично опубликована ее переписка с Надеждой Мандельштам, Наталией Ильиной и Борисом Бухштабом.
Осознание оригинальности и масштаба фигуры Лидии Гинзбург, изучение ее наследия и роли «свидетеля XX века» началось в России только в 2000-е годы.
О чем надо знать
Несмотря на то, что в обширном наследии Лидии Гинзбург нет ни одного романа, многие исследователи считают, что она никогда не была в прямом смысле литературоведом (слово, которое сама она недолюбливала), но что все ее книги представляют собой большой многотомный роман.
Сама Лидия Гинзбург, а также поклонники и исследователи ее творчества много размышляли о том, как определить тот жанр, в котором она работает. Написанное ею нельзя отнести к таким устоявшимся жанрам как рассказ, роман, повесть, дневниковая запись или эссе.
В итоге чаще всего этот жанр определяют как ««промежуточную прозу». Именно этим термином сама Гинзбург определяла прозу Герцена, говоря, что «историко-литературные работы удаются, когда в них есть второй, интимный смысл».
«Если представить все написанное Гинзбург как одно распространенное высказывание, то мы почувствуем, что высказывание это грандиозно, объемно и по существу неоспоримо», - писал Николай Крыщук о книгах Лидии Гинзбург как о принципиально новом явлении прозы ХХ века.
Прямая речь
«Моя тема: как человек определенного исторического склада подсчитывает свое достояние перед лицом небытия», - Лидия Гинзбург.
«С очень и очень многими я могу, сохраняя ощущение их превосходства, разговаривать о политике, о жизни и смерти, об общих знакомых, о добре и зле. Только бы они не заговаривали о литературе…
Это не снобизм, это профессиональная щекотливость; притом щекотливость вредная, потому что литература если не пишется, то печатается для людей, и еще потому, что поучительно вплотную наблюдать за реакциями пресловутого и искомого массового читателя, – но у меня на это не хватает нервов. Надо будет начать тренировать себя, что ли!», - Лидия Гинзбург.
«Я очень люблю закономерности. Понятие круговой поруки фактов для меня основное. Я охотно принимаю случайные радости, но требую логики от поразивших меня бедствий. И логика утешает, как доброе слово», - Лидия Гинзбург
«Для Гинзбург важно прежде всего точное слово и четкий ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||