Рыбаки предупредили о возможных сбоях в добыче самой дешевой рыбы
Крупные рыбодобытчики могут отказаться от вылова сардины иваси, самой дешевой в России рыбы. Этот бизнес может в следующем году стать нерентабельным для них из-за расходов на растаможку купленных за рубежом судов
Фото: Vickie Flores / ТАСС
О рисках «крупномасштабных сбоев» в промысле сардины иваси и «значительном» увеличении из-за этого цен на некоторые виды рыбной продукции предупредили дальневосточные компании «Тралфлот» и «Софко», входящие в группу «Сигма Марин Технолоджи». В середине марта гендиректор обеих компаний Владимир Рекасов направил вице-премьеру Виктории Абрамченко письмо, с копией которого ознакомился РБК. Представитель вице-премьера подтвердила поступление письма и уточнила, что оно будет направлено на проработку в профильные ведомства. РБК направил запрос в Росрыболовство и Минсельхоз.
Сбои в промысле могут возникнуть в связи с вступлением в силу нового требования о таможенном декларировании так называемых незаходных судов, указано в письме. Речь идет о судах, которые добывают рыбу по российским квотам, но были построены или куплены за рубежом и обслуживаются и ремонтируются в иностранных портах. В конце 2020 года правительство приняло постановление, согласно которому до 1 января 2022 года все суда, произведенные или приобретенные за пределами Евразийского экономического союза и занимающиеся рыболовством в исключительной экономической зоне России, должны пройти таможенное декларирование. Без этого они лишаются права на добычу рыбы по российским квотам.
У «Тралфлота» и «Софко» три таких судна — это супертраулеры «Сергей Бочкарев», «Петр I», «Ерофей». Построенные в 1990-е годы в Испании траулеры переоборудовались и модернизировались российскими компаниями, сейчас они самые высокопроизводительные в мире, указывает Рекасов. Каждое судно в год может добывать более 80 тыс. т водных биоресурсов, и около половины добычи приходится на скумбрию и сардину иваси, промысел которой не так давно возобновился.
Сейчас сардина иваси — самая дешевая рыба в России: 1 кг с доставкой до порта Владивостока стоит у рыбаков, по словам Рекасова, 40–45 руб. Для сравнения: 1 кг минтая, который в этом году рекордно подешевел, сейчас стоит на Дальнем Востоке у рыбаков 68 руб., тихоокеанской сельди — 65 руб.
Чем известна иваси
Дальневосточная сардина иваси была популярным рыбным брендом в СССР: традиционный новогодний салат «сельдь под шубой» многие готовили именно с добавлением иваси, а не классической сельди.
Добыча этой рыбы была на пике в 1980-е годы, а рекорд по вылову был в 1990-м: тогда ее добыли 484,4 тыс. т, но затем иваси ушла от российских берегов. Вылов после 25-летнего перерыва возобновился в 2016 году. По итогам 2020 года иваси добыли 313 тыс. т, оценивала Всероссийская ассоциация рыбопромышленнико
2000
в (ВАРПЭ).
Пока иваси возвращается на столы россиян, напоминает Рекасов. Но по своим вкусовым качествам иваси близка к сельди — самой популярной у россиян рыбы. Согласно проведенному в 2019 году исследованию ВЦИОМа, 28% россиян, потребляющих рыбу, чаще всего едят как раз сельдь. На втором месте — скумбрия (27%).
www.adv.rbc.ru
Цены на минтай у рыбаков упали до минимума за последние несколько лет
Бизнес
Почему может подорожать иваси
Гендиректор «Тралфлота» и «Софко» просит вице-премьера поддержать предложение Всероссийской ассоциации рыбопромышленников увеличить переходный период до 1 января 2024 года. Введение этого требования приведет, по словам Рекасова, к крупномасштабным сбоям на промысле скумбрии и сардины иваси и, как следствие, «существенному сокращению объема поставок сардины иваси на внутренний рынок».
Читайте на РБК Pro
Как выросли зарплаты айтишников за год
Звериный оскал капитализма: как немец сделал $2,5 млрд на пиве для собак
Почему культовый Reebok терпит неудачи 30 лет
На книжной полке Безоса: что читает основатель Amazon
Иваси ловят далеко от берега в открытом океане, и почти половину улова добывают суда, не прошедшие процедуру таможенного декларирования в российских портах, — в 2020 году они добыли около 158,2 тыс. т, из них принадлежащие «Тралфлоту» и «Софко» траулеры «Петр I» и «Сергей Бочкарев» выловили более 56,6 тыс. т иваси (траулер «Ерофей» был куплен недавно и проходит модернизацию в Китае), пояснил Рекасов в разговоре с РБК.
Покупка и модернизация одного траулера обходится примерно в $50 млн, но российские компании не растаможивают суда, потому что тогда им придется заплатить еще 25% сверх этой суммы — таможенную пошлину в размере 5% и НДС в размере 20%. «Мы не против заплатить таможенные пошлины, но проблема в том, что их нужно заплатить единовременно», — указывает Рекасов. Расходы по таможенному декларированию трех судов «Тралфлота» и «Софко» составят не менее 3 млрд руб. Эта сумма, которую необходимо заплатить до конца 2021 года, в два раза превышает совокупную прибыль «Тралфлота» и «Софко» за прошлый год, которая составила 1,5 млрд руб. Расходы по таможенному декларированию судов могут снизить финансовую устойчивость группы, чья прибыль и так, вероятно, снизится в 2021 году из-за нарушения поставок минтая в Китай и которая взяла кредиты на строительство на дальневосточных верфях судов для промысла крабов, указано в письме.
Задекларировать иностранные суда так или иначе придется, но, если это нужно будет сделать в 2021 году, компании будут вынуждены отказаться от низкорентабельных видов промысла, то есть иваси, и перейти на добычу более рентабельных ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||