Как Израиль справляется с крахом и тревожным возрождением Сирии
ПОЛИТИКА
The Times of Israel, Израиль
<small>© NewsRbk.ru Новости, Павел Бедняков | Перейти в фотобанк</small>
Той Сирии, которая когда-то была одной из важнейших угроз для Израиля, больше нет, делает вывод автор. С кем теперь соседствуют израильтяне, размышляет он. По мнению бывшего главного переговорщика Тель-Авива в Сирии, его стран должна действовать с помощью США и России. Но почему новая Сирия представляется Израилю опаснее прежней?
Заклятого врага Израиля больше нет, утверждают двое израильских авторов, но восстановленный режим Асада, опирающийся на поддержку России и Ирана, создает новые проблемы.
Врезавшимися в память образами 2011-2020 годов вполне могут стать изображения ужасающей почти непостижимой жестокости, жутким зрелищем проникшие в западные дома.
10 лет назад в марте 2011 года протестующие вышли на улицы сирийских городов, чтобы требовать у правительства реформ и гражданских прав. Демонстрации быстро переросли в полномасштабное восстание против режима Башара Асада.
В последующие годы сцены шокирующей непростительной жестокости стали почти рутиной. Однако, можно утверждать, что больше всего внимание Запада привлекла серия видеороликов, где радикальная суннитская организация «Исламское государство» (террористическая организация запрещена в РФ — прим. ред.) показывала жуткие казни через обезглавливание, сожжение и утопление.
«Исламское государство» распространяет свои умело созданные ролики через соцсети по всему миру, упрощая вербовку новых сторонников и господствуя в новостных циклах на Западе.
Часто целями «Исламского государства» в Сирии становились журналисты или гуманитарный персонал из стран Запада. Сцены постановочных, но очень реальных жестокостей и зверств ворвались в дома Запада. Люди сравнивали их с постановочной жесткостью Голливуда, которую американцы привыкли видеть в таких ТВ-шоу как «Игра престолов», где графически демонстрируются зверства и насилия. Так далекая война стала местной угрозой.
Изображения варварства доходили и до экранов израильтян, но у них был и другой способ наблюдать за разворачивающейся в Сирии катастрофой. Любой человек мог просто въехать на один из вулканических холмов Голанских высот и посмотреть на восток. В небо поднимались клубы дыма, а с сирийской стороны плато раздавались не такие уж далекие хлопки взрывов, когда джихадисты, силы режима и иностранные военные сражались друг с другом у северо-восточной границы Израиля.
Для Израиля в этой войне не было ничего далекого. Страна сопротивлялась, она не хотела оказаться втянутой в сирийские зыбучие пески, но со временем обнаружила, что у нее нет иного выхода, ей придется ориентироваться в многочисленных аспектах войны и в том, как она меняет регион.
«Израиль не осознавал последствия хаотичной среды в Сирии… Израиль недостаточно осознавал, какое влияние Иран оказывает на Сирию», — говорит Кармит Валенси (Carmit Valensi), написавшая новую книгу о войне в соавторстве с Итамаром Рабиновичем (Itamar Rabinovitch), бывшим послом Израиля в США.
Спустя 10 лет после начала конфликта Израиль может заявить о значительных успехах в своей политике по урегулированию жестокого конфликта, развивающегося у его границ. Пускай кажется, что война заканчивается, но угрозы продолжают нависать на Израилем, хотя внимание уже переключилось на то, в каком направлении Сирия и регион будут двигаться дальше.
Реквием по чему?
«Реквием по Сирии: гражданская война и ее последствия» (Syrian Requiem: The Civil War and Its Aftermath) делает смелое заявление уже в своем названии. Оно строится на идее о том, что что-то фундаментально сирийское осталось только в памяти и никогда уже не вернется. «Сирия изменилась до неузнаваемости», — говорит Валенси, глава сирийской исследовательской программы в Институте исследований национальной безопасности в Тель-Авиве.
«Та Сирия, которую мы знали, Сирия, построенная Хафезом Асадом (Hafez Assad) как сильное единое государство, важный региональный игрок и даже в какой-то мере международный игрок, больше не существует», — соглашается Рабинович, в прошлом выступавший главным израильским переговорщиком в Сирии.
Страна лежит в руинах после десятилетия гражданской войны, в ходе которой погибло полмиллиона человек, половина населения переехала, а экономика разрушилась. Армии иностранных государств — российская, иранская и турецкая — контролируют значительную часть страны, а полуавтономные курды владеют еще 20% территории.
Сирия исчезла и с других точек зрения. Раньше Дамаск был важным арабским культурным центром в области постановок, литературы и фильмов, теперь в городе не осталось ведущих творцов, все они уехали с беспокойной родины в Европу и дальше.
Исчез и образ Сирии, занимавший такое важное место в умах израильских лидеров. С момента основания Израиля Сирия была одной из важнейших угроз для него. Она играла центральную роль в большинстве основных конфликтов Израиля и продолжала бороться с Израилем даже когда Иордания и Египет поняли, что победить еврейское государство военными методами не получится. До 2011 года Сирия была серьезной традиционной угрозой, для борьбы с этим противником армия Израиля и готовила большую часть своих сил.
Сирия также потенциально могла решить проблемы безопасности Израиля, по крайней мере, в представлении политиков в Иерусалиме. В 80-ых и 90-ых годах, когда израильские силы боролись с палестинскими террористами, а потом террористами «Хизбаллы» и иногда с сирийскими войсками на юге Ливана, Израиль считал Сирию ключом к спокойствию на северной границе. Во многих отношениях армия Израиля защищалась, ожидая, что политики в какой-то момент подпишут мирное соглашение с Сирией, по условиям которой Хафез Асад позаботится о разоружении «Хизбаллы».
Сирии нет, утверждают авторы, а что осталось? С каким соседом столкнется Израиль в дальнейшем?
Арена для конфликта
В книге 1965 года «Борьба за Сирию» (The Struggle for Syria) британец Патрик Сил (Patrick Seale) изобразил Сирию слабым государством, которое невольно стало ареной региональных и глобальных конфликтов. Возможно, он переоценил ситуацию.
По мнению Рабиновича, «Сирия под руководством Хафеза Асада была могущественным региональным игроком. Она контролировала Ливан. Она вмешивалась в палестинскую и иорданскую политику, она вовлекалась в дела Аравийского полуострова. К ней проявляли внимание Москва и Вашингтон. В этом отношении она была очень успешной».
Однако режим Асада был колосом на глиняных ногах, ведь опирался он на поддержку малочисленного алавитского сообщества.
Как и отец, Башар Асад возвысил членов с ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert |