Что посмотреть: рекомендует историк искусства и дизайна Артем Дежурко
В этой рубрике мы просим интересных людей рассказать о том, какие сериалы и фильмы они смотрят и почему. На этой неделе Артем Дежурко — историк искусства и дизайна, консультант и куратор выставок, научный сотрудник галереи Алины Пинской, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.По натуре я довольно тихий и скромный человек, все детство провел с книгами. К тому же субтильный и с хрупким здоровьем. Таким, как я, нравятся истории про мужчин, которые сражаются, про воинов, про оружие. Хотя сам я с иронией отношусь к этой своей слабости.
Первое, что я бы порекомендовал посмотреть в этом жанре, — кинотрилогия польского кинорежиссера Ежи Гофмана, снятая по трилогии романов Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыёвский». Это ключевые тексты для польского национального самосознания..
В них рассказывается о событиях XVII века, в частности, в первом романе о восстании Хмельницкого. Затем некоторые ключевые герои «Огнем и мечом» в двух следующих книгах продолжают жить, сражаться и погибать уже на других войнах.
В XX веке в социалистической Польше Гофман снял об этом кино. Интересно, что его фильмы идут в обратном порядке тому, как писались романы. В начале 60-х Гофман экранизировал последний роман, а затем уже в 90-е годы, после распада СССР, — первый роман из трилогии Сенкевича.
Польская школа кино вообще очень примечательна, и там есть на что обратить внимание. К тому же сама история страны дает очень благодатный материал для литературы и кино. ХVII век в Польше — это время, когда носили роскошные костюмы, когда рыцарский дух был на высоте. Всей этой красоты в кинотрилогии Гофмана очень много.
Мне особенно нравится смотреть эти фильмы по порядку — от 60-х годов к 90-м и видеть, как менялось само понимание исторического кино и представление о том, как должна выглядеть история на экране. Например, в первом фильме очень странные костюмы — шляпа, которую носит один из главных героев, явно сделана из картона. Пушки же персонажи таскают чуть ли не под мышкой, ведь они сделаны из папье-маше. Конечно, все это очень условное воспроизведение той эпохи.
Дело в том, что до 60-х годов кино делалось по канонам спектакля. Костюмы напоминали театральные, никто не задавался целью, например, сшить их из ткани, похожей на ту, из которой была сделана одежда в XVII веке. Также никто не делал актрисам прически, идентичные тем, что носили в ту эпоху. Если фильм снят в 60-х, то вне зависимости от изображаемой эпохи, актрисы носят прически именно 60-х. В 70-е годы начинается уже научная работа с историческим материалом.
Такая тенденция характерна не только для польского кинематографа. В фильме Стэнли Кубрика «Барри Линдон» люди не только одеты в костюмы XVIII века — по слухам, некоторые из них и правда сделаны в то время, — но и действие разворачивается под музыку XVIII века и при свечах. То есть даже в вечерних сценах Кубрик очень ограниченно использовал искусственный свет.
Если вернуться к Гофману, то в его втором фильме «Потоп», где главную роль играет прекрасный актер Даниэль Ольбрыхский, режиссер уже более серьезно подходит к исторической достоверности: больше внимания уделяется костюмам. Война же показана как грязь и горе, а не как приключение, в отличие от первого фильма трилогии. Мне такой подход как историку очень импонирует.
Еще я бы рекомендовал посмотреть серию японских фильмов 70-х годов о массажисте-костоправе, который прекрасно владеет искусством фехтования, по имени Дзато
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||