"От таких взглядов сложно застраховаться"
«От таких взглядов сложно застраховаться»
Что думают учителя России о предложении искать в соцсетях школьников аниме и Навального
В связи с последними протестами в поддержку Алексея Навального, который отбывает срок в колонии по уголовному делу «Ив Роше», власти все чаще говорят о «втягивании детей в политику», хотя сами оппозиционеры настаивают, что не обращались к несовершеннолетним ни с какими призывами. Глава комитета по образованию Петербурга Наталия Путиловская предложила учителям следить за личными страницами детей в социальных сетях. Тех, у кого нашли «сомнительные» публикации о Навальном или аниме, чиновница советует отправлять к психологу или соцпедагогу.
Корреспондент Znak.com побеседовал с 26 финалистами и победителями правительственного конкурса «Учитель будущего» и выяснил, как они относятся к этой идее. Часть педагогов считает, что во всем виноват TikTok, где школьников массово вербуют, а кто-то говорит о необходимости личного пространства и пытается разделить интересы учеников.
«Оппозиция обрабатывает детей в TikTok»
Залина Гадаева работает учительницей начальных классов в Чечне. Она считает, что за страницами учеников «аккуратно» должны следить и учителя, и родители. Нужно это в первую очередь для безопасности самих детей. «У них пока неустойчивый мозг, могут в какую-то сеть зайти… Игры сейчас даже до самоубийства доводят», — объясняет она.
Преподавательница также выступает за запрет «неприличных» мультфильмов: «Я, помимо учительницы начальных классов, еще матерью являюсь. Многие бы мультики запретила, оставила бы только старые. Сейчас мультфильмы не воспитывают, даже нецензурные есть! Например, с одноглазыми [героями>» (возможно, героиня имеет в виду мультсериал «Футурама». — Znak.com). Детям Гадаевой сейчас 6, 10 и 11 лет.
Как говорит эта учительница, о политических протестах в чеченских школах говорить не принято даже с проправительственной точки зрения: «В Чеченской республике этих проблем нет. Дети разделяют мнение старших. У нас не бывает такого, чтобы, вопреки родителям, ребенок протестовал».
В вопросе, могут ли школьники иметь свою политическую позицию, мнения учителей разделились. Десять человек ответили, что ученики даже старших классов слишком юны для политики. Ровно столько же высказали противоположную точку зрения, еще шесть человек на вопрос не ответили.
«У ребенка еще нет своего жизненного опыта, скорее всего, политические взгляды ему навязаны. Все, что сейчас он выберет, — это чье-то мнение, а не его», — рассуждает Светлана Полякова из Забайкалья.
Она добавляет: «Все, что запрещено, интересно ребенку. Его надо грамотно научить. Да, ты посмотрел, может быть, что-то постишь. [Можно> помочь разобраться с информацией, которая на него выливается во всех соцсетях, и определить свою точку зрения».
Сразу несколько педагогов заявили, что «оппозиция обрабатывает детей в TikTok». «Там постоянно возникают провокационные видео, и в качестве тренда и хайпа дети поддерживают совершенно разные инициативы», — считает одна из участниц конкурса.
Ее поддерживает педагог-психолог из той же команды: «Ребенок, конечно, может иметь свою позицию, но его сознание еще очень незрелое, им легко манипулировать. Важно обратить внимание на то, как эта позиция формируется. Помимо фальсификации контента есть много грамотных техник манипуляции неокрепшим сознанием. Наверное, ребенок, который развивается в соответствии со своим возрастом, все-таки не политикой должен заниматься, а своими детскими вопросами. Если он активно пропагандирует какие-то вещи политического характера, скорее [нужно задать> вопрос, почему так происходит. Это не соответствует задачам его возраста».
Наталья Газзаева, учительница математики из Беслана, опасается, что это может привести к масштабным протестам: «Мы знаем примеры соседних государств, и лучше, чтобы у нас все было замечательно в нашей стране возможностей».
«Россия — страна возможностей», — задумчиво повторяет она, глядя на баннер мероприятия.
«Не надо все обязанности на школу перекладывать»
Из 26 опрошенных человек только одна собеседница Znak.com поддержала идею о прямом учительском контроле страниц школьников. В основном педагоги жаловались на слишком большую нагрузку и говорили, что им не хватает времени даже на основную работу. «Не надо все обязанности на школу перекладывать. В школе ребенок находится шесть уроков, а остальное время — дома, на улице или еще где-то. Думаю, мы просто физически не сможем все успеть», — считает Татьяна Михайлова из Забайкальского края.
Znak.com
Максимум, на что они согласны, — проводить для родителей и школьников беседы о безопасном использовании соцсетей или между делом обратить внимание на страничку ученика, который есть у них в друзьях. Светлана Полякова, коллега Татьяны по команде, говорит, что могла бы объяснять детям, «какую информацию можно выкладывать, а какую нельзя, в какие группы вступать, а в какие нет». Такой же позиции придерживается учительница математики, которая предпочла остаться анонимной: «В рамках урока в том числе нужно научить ребенка фильтровать контент в интернете и просто научить работать с информацией».
«В большей степени этим должны заниматься родители. Есть же функции родительского контроля? Но в 14–15 лет, конечно, они на это не соглашаются», — говорит Татьяна Михайлова. Она предположила, что следить за школьниками могло бы государство: «Наверное, специальные службы могли бы делать какую-то фильтрацию контента. Должна быть программа на уровне государства».
После этой фразы женщина задумалась и добавила, что у ребенка должно быть и личное пространство.
«Один мальчик на что-то обиделся и начал говорить, какой наш президент нехороший»
Две учительницы рассказали Znak.com, что школьники могут иметь политическую позицию, но лучше, чтобы она была провластной. «К старшим классам ребенок не то что может [иметь политические взгляды>, он должен определиться, что ему нужно от этой жизни, какие планы у него на будущее, какой он стороны будет придерживаться. Главное, чтобы он выбрал ту позицию, которая будет не во вред нашим традициям и государству», — считает Ольга Шангина из Забайкалья.
Znak.com
Несмотря на это, по словам Ольги, интересоваться политикой школьник может только после наступления совершеннолетия. В том случае, если ученики 10–11 классов выкладывают на своих страницах информацию об оппозиции, «должны подключиться родители и объяснить глубину призывов этого Навального».
«Он же гражданин страны, строитель будущего! Это норм ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||