Что почитать: рекомендует фольклорист и антрополог Никита Петров
Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе Никита Петров — кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, старший преподаватель Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник МВШСЭН.Наверное, ранний читательский опыт определяет способ говорения о книгах. Поэтому первая книга, которую я бы рекомендовал прочесть, это «Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях — забавных, отважных и достославных во Фландрии и иных странах» Шарля де Костера. Это потрясающая история о плуте и трикстере Тиле Уленшпигеле, который родился в один день с будущим испанским королем Филиппом II. Однако Филипп растет жестоким, трусливым и злым ребенком, а вот Тиль — остроумный и отважный мальчик.
После прочтения этого романа я узнал: откуда взялась крылатая фраза «Пепел Клааса стучит в мое сердце». Или, например, в романе есть момент, когда Тиль Уленшпигель не предупредил жителей города о том, что к ним приедет император. В итоге монарх приказал казнить Тиля. Но Тиль и здесь нашел выход: он сказал, что сможет сделать нечто такое, что даже сам император не сможет выполнить. Император заинтересовался: что же это? Тогда Тиль снял штаны, повернулся к нему задом и сказал, чтобы император поцеловал его в те уста, которыми он «не говорю по-фламандски». Понятно, что император не смог выполнять эту просьбу и Тиль был прощен.
Интересно, что роман Шарля де Костера основан одновременно на архивных материалах и народных фландрских повестях. Эта история во многом определила мой интерес к средневековой культуре и фольклористике в частности. Я думаю, что этот роман стоит прочитать не только из-за его занимательного сюжета, но еще и потому, что начинаешь понимать, как устроена такая литература: что такое сюжет, формула, устойчивое выражение и как, не будучи профессиональным литератором, можно создавать прекрасные тексты.
Конечно, я не могу не упомянуть книгу Елеазара Моисеевича Мелетинского под названием «Происхождение героического эпоса». На мой взгляд, это гениальный текст, в котором Мелетинский, поражая широтой кругозора (от сказаний фиджийцев, до «Песни о Роланде» и шумерского эпоса), разворачивает перед нами картину того, как создавались эти огромные эпопеи.
Книга «Происхождение героического эпоса» подкупает еще и тем, что Мелетинский легко переходит с одного края Земли на другой, и для него этот переход не представляет какого-то ни было мало-мальски заметного интеллектуального усилия. Книга читается как настоящий роман, в котором исследователь показывает, как из первоначальных повестей рождаются большие героические эпопеи, связанные с развитием государственности.
Из художественной литературы, я думаю, каждому стоит прочесть роман французского писателя Мишеля Уэльбека «Карта и территория». Главный его герой — художник по имени Джед Мартин. Он пытается соединить предметы окружающего мира в картины, увидеть связь времен и сохранить в картине хоть что-то из материального мира, который постоянно исчезает.
Мартин начинает свою карьеру с того, что снимает на старый фотоаппарат болты и гайки, а также «скоросшиватели, огнестрельное оружие, еженедельники, картриджи для принтера, вилки». Затем он переключается на дорожные мишленовские карты. Выставка фотографий карт делает его знаменитым. Позднее Джед забрасывает карты и пишет серию портретов представителей разных профессий.
А к концу жизни Мартин знакомится с Мишелем Уэльбеком — главный герой романа встречает своего создателя. Последнего убивают, и здесь мы видим реализацию идеи «смерти автора» Ролана Барта.
Это ироничная, красивая и немного пессимистичная проза, написанная европейским интеллектуалом, что мне очень импонирует. К Уэльбеку я пришел через роман «Наоборот» Гюисманса — начало Уэльбека я вижу именно в нем.
И напоследок я бы рекомендовал прочесть роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Это совершенно потрясающая история, рассказанная от лица мальчика, который провел свое детство в маленьком городке Чебачинске в Казахстане, где жили ссыльные.
Роман Чудакова наполнен, если так можно выразиться, фольклорной стихией, живым, настоящим чувством. Именно поэтому, наверное, «Ложится мгла на старые ступени» — до сих пор она из моих самых любимых книг.
Обсудите в соцсетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||