Человек дня: Митрополит Филарет
4 апреля 1903 года родился митрополит Филарет, третий Первоиерарх Русской православной церкви заграницей
Личное дело
Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский, 1903-1985) родился в Курске в благочестивой православной семье. Его отец, протоиерей о. Николай Вознесенский, принявший впоследствии монашество и ставший архиепископом Хайларским, был, по воспоминаниям современников, одним из лучших священнослужителей дальневосточной Маньчжурской епархии. В Благовещенск-на-Амуре семья переехала в 1909 году. Там Георгий прожил до 1920 года, там же окончил восьмиклассную гимназию.
С раннего детства мальчика тянуло к церкви. «Я малым ребенком шести-семи лет по-детски наивно любил “играть в службу” – делал себе подобие церковного облачения и “служил”. А когда родители стали мне это запрещать, то Владыка Евгений, епископ Благовещенский, наблюдавший дома эту мою “службу”, к их изумлению, твердо их остановил: “Оставьте, пусть мальчик «служит» по-своему. Хорошо, что он любит Божию службу”», - вспоминал Филарет.
После поражения Белого движения, семья перебралась в Харбин. Построенный русскими на китайской территории, он оставался типичным русским провинциальным городом в течение еще почти четверти века после революции. Здесь было 26 православных церквей и 6 высших учебных заведений, но вот богословского учебного заведения не было.
Георгий, очень любивший математику, поступил в Политехнический институт, который окончил в 1927 году, получив диплом инженера-электромеханика. После института занялся преподавательской деятельностью.
В конце концов его отцу, Николаю Вознесенскому, удалось добиться открытия в Харбине Пастырско-богословских курсов, которые Архиерейским Синодом были сразу признаны, как полноправное духовное высшее учебное заведение. На эти курсы и поступил Георгий.
18 мая 1930 года он был рукоположён в сан диакона целибатом, то есть не женясь и не становясь монахом. А уже в следующем году стал священником.
Епископ Камчатский Нестор создал в Харбине так называемый Дом Милосердия - приют для детей-сирот и убежище для престарелых. При Доме была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в которую потребовались священники. Георгий, приезжавший в Дом Милосердия к своему другу, принявшему монашество, 4 января 1931 года был рукоположен Нестором в сан иерея. Он был причислен к храму при Доме Милосердия и должен был совершать ранние Литургии в новом приделе.
Через некоторое время Георгий решился принять монашество и поселиться с уже живущим тут другом-иеромонахом. При пострижении он получил имя Филарет и в том же году был рукоположен во иеромонаха. Так было положено начало монашеской общине при Доме Милосердия. Вскоре она пополнилась еще двумя монахами, бежавшими из советской России, из Шмаковского монастыря. Они ввели в маленькую иноческую общину Дома Милосердия устав своего монастыря, созданный по образцу Валаамского устава.
Монахи вставали в 4 часа 30 минут утра. В 5 часов читали полунощницу. Потом была Литургия, которую служили по очереди. В понедельник и вторник служил о. Филарет. В среду и четверг - его друг иеромонах, в пятницу и субботу - о. Василий Быстров. По воскресеньям служил епископ Нестор со всем духовенством Дома Милосердия.
После ужина монахи совершали повечерие. На повечерии читался канон, на каноне акафист. После повечерия и до конца полунощницы совершенно запрещались всякие разговоры.
В 1933 году о. Филарет был возведен в сан игумена, а в 1937 году – в сан архимандрита. Один из современников вспоминал: «Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии. Он был добрым, доступным для всех кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь».
После оккупации советскими войсками Манчжурии в 1945 году, обманутый сведениями о наконец-то свободном положении Церкви в СССР престарелый митрополит Харбинский Мелетий признал над собою и своим клиром власть Московской патриархии. Как клирик Харбинской епархии о. Филарет невольно оказался в юрисдикции МП. Однако он категорически отказался принять советское гражданство и поминать за богослужением атеистическую власть.
Филарет так и не принял предложения вернуться в Советский Союз, даже несмотря на то, что его собственный отец, архиепископ Хайларский, вместе с несколькими другими преосвященными репатриировались в СССР.
Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго хлопотал о том, чтобы получить для Филарета выездную визу. Только к 1962 году удалось добиться его вызда в Гонконг. К тому времени почти вся его паства уже уехала из Харбина.
Вырвавшись из красного Китая, Филарет первым делом обратился к Первосвятителю Русской Зарубежной Церкви митрополиту Анастасию с просьбой считать его снова в юрисдикции РПЦЗ.
Из Гонконга Филарет вскоре переехал в Австралию, в Брисбен, куда к тому времени перебралась значительная часть его паствы. В 1963 году он был хиротонисан во епископа Брисбенского, викария Австралийской епархии.
Всего через год, в 1964 году, первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий по состоянию здоровья и по возрасту подал Архиерейскому Собору прошение об уходе на покой. Встал вопрос, кто будет новым Первосвятителем. Среди иерархов РПЦЗ единства по этому вопросу не было – одни желали видеть своим главой архиепископа Иоанна (Максимовича), другие же противились этому. Во избежание дальнейшего обострения обстановки и возможного раскола, Иоанн снял свою кандидатуру и предложил сделать Первосвятителем самого младшего архиерея – епископа Филарета. Этот выбор поддержал и митрополит Анастасий, поскольку Филарет, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ, мало вращался в церковных кругах Зарубежья и не успел примкнуть к какой-либо «партии».
В итоге Филарет был избран Архиерейским Собором РПЦЗ на Первосвятительский престол. 31 мая 1964 года в Знаменском соборном храме состоялось его настолование.
В том же году произошла первая в истории РПЦЗ канонизация — был прославлен в лике святых Иоанн Кронштадтский. В 1970 году Русской Зарубежной Церковью был канонизирован преподобный Герман Аляскинский, в 1978 году — блаженная Ксения Петербургская.
С самого начала своего первосвятительского служения Филарет взял курс на борьбу с экуменизмом, полагая, что из всех ветвей христианства только православие является религией, «которую не люди изобрели в своих домыслах о Боге и о вере, а которую принес с неба на землю Господь Иисус Христос». При этом он до конца дней крайне отрицательно относился к воссозданной советскими властями в 1943 году Московской патриархии, отказываясь от контактов с ней. На протяжении всего своего Первосвятительского служения владыка признавал в СССР истинной только Катакомб ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||