Можно ли туристу вернуть деньги за закрытую Турцию: рассказывает омбудсмен
После объявления о закрытии полётов и запрете продажи туров в Турцию и Танзанию, у российских туристов, купивших туда туры, возник резонный вопрос: как вернуть свои деньги за отмененный отдых, и вообще – возможно ли это сделать? Для ответа на этот вопрос корреспондент инфогруппы «ТУРПРОМ» обратился к Георгию Мохову, основателю юридической компании «Персона Грата» и бизнес-омбудсмену по защите прав турфирм в Москве.
Прежде всего, эксперт отметил, что Ростуризм уже порекомендовал туристам и турфирмам сделать перенос туров, которые попадают в период с 15.04 по 01.06. Глава Ростуризма Зарина Догузова дословно заявила следующее: «Мы рекомендуем рассмотреть возможность переноса поездки на более поздние даты, либо выбрать в те же даты другие направления. Мы просим туроператоров оказывать туристам максимальное содействие».
Однако эксперт подчеркнул, что любой такой перенос – предмет для соглашения обеих сторон договора о реализации турпродукта, а значит такой процесс будет не автоматическим, а переговорным. «Например, туроператор может предложить туристу либо альтернативные направления на эти даты, либо тур в Турцию на последующий летний период, когда страна уже будет открыта. Причем такой тур даже может предлагаться с открытой датой. Но у туриста есть право принять предложенный вариант переноса, либо отказаться, потребовав расторжения договора с учетом всех обстоятельств», - пояснил Георгий Мохов. «В создавшейся ситуации все в равной степени пострадавшие, и туристы и турбизнес, необходимо договариваться и приходить к совместному решению», - добавил собеседник.
При этом очевидно, что добровольно и одномоментно возвращать деньги туроператоры не смогут – у них просто нет столько ресурсов. Поэтому туристам, непременно желающим вернуть деньги и не готовым идти на компромиссы, придётся обращаться в суд. «За прошедший коронавирусный год судебная практика по подобного рода делам претерпела некоторые изменения. Если раньше суды почти всегда вставали на сторону потребителя, то коронавирусный кризис вынудил суды рассматривать подобные иски более гибко, вникая в проблемы обеих сторон, и принимать решения более сбалансированно и справедливо. Поэтому рассчитывать на однозначный возврат денег за аннулированный тур по суду уже не стоит. В любом случае, даже при таком решении суд может учесть и расходы туроператора, поэтому полного возврата может не быть. Если услуга не может быть предоставлена по независящим от сторон договора обстоятельствам, исполнитель может ссылаться на фактические расходы, понесенные по договору, а суд уже решает принимать их или нет. В любом случае процесс взыскания затяжной. А значит наиболее верная тактика для всех сторон – договариваться», - подчеркнул юрист.
Так же следует учитывать, что пока (на момент утра вторника) официальных документов от Роспотребнадзора не поступало, ведь поручение Оперштаба должны преобразоваться в документы. «Формулировки ограничений имеют правовые последствия, включая при
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||