Израиль: наш ПРО Железный Купол - история создания
Выбор Железного купола был не только оборонным, но и экономическим предприятием, стоимость которого оценивалась в миллиарды шекелей.Десять лет назад, 7 апреля 2011 года, группа сотрудников оборонного концерна Рафаэль отправилась потренироваться на хайфский картинг-трек. Но их одолевали заботы, и они долго не могли расслабиться. Они ждали сообщений о результатах совсем другой тренировки - более серьезной, чем можно было предположить
Спустя некоторое время одна из сотрудниц неожиданно залилась радостным смехом, выскочила на обочину дороги и стала махать флагом. Хозяин трека не мог понять, что явилось причиной столь странного поведения, но ему никто и не пытался объяснить. Лишь на вопрос, что случилось, женщина взволнованно ответила: Была альфа, и система перехватила ее! Так ракета Град, направленная в сторону Ашкелона, была впервые уничтожена в воздухе новым оружием, получившим название Железный купол. Название, ставшее символом оборонной мощи Израиля.
Между тем, взрыву радостных эмоций, выплеснувшихся спустя три года напряженнейшей работы, предшествовали далеко не радужные дни.
- Отношение к этой идее со стороны военного и политического руководства было, мягко говоря, прохладным, - вспоминает Амир Перец, чуть ли не в одиночку одобривший данный проект, будучи министром обороны. - Они говорили, что все это - фантазия. Ну, не может существовать такая система, которая за 30 секунд обнаружила бы пусковую установку, рассчитала траекторию полета ракеты и ликвидировала ее. Кроме того, всякий раз, выбирая новый оборонный проект, вы должны в рамках утвержденного бюджета закрыть другой, а то и не один. Поэтому важно установить приоритеты. Мне говорили, что я гублю всю программу оснащения ЦАХАЛа. Когда меня спрашивают, как я себя чувствую, зная, что результативность пробитого мною проекта превзошла все ожидания, я отвечаю: как человек, который надеялся, что его ребенок в лучшем случае окончит институт, а тот стал профессором.
Сегодня Железный купол - предмет национальной гордости, его разработчики в 2012 году удостоены высшей оценки в области безопасности - награды Israel Security Award. Доктор Дани Голд, возглавлявший отдел новых вооружений в МАПАТ (аббревиатура словосочетания на иврите, означающего Управление по развитию вооружения и технологической инфраструктуры - подразделение министерства обороны), инициировал и продвигал этот проект. Шесть лет назад он в числе других почетных граждан страны зажигал факел в День Независимости, и трудно поверить, что шестью годами ранее, в 2009-м, он подвергся резкой критике госконтролера Михи Линденштрауса. Бригадный генерал Дани Голд, - писал в отчете ныне покойный госконтролер, - действовал вопреки директивам министерства обороны, когда в августе 2005 года принял решение о разработке Железного купола, и самостоятельно установил график работ, хотя это прерогатива начальника генштаба ЦАХАЛа, минобороны и правительства.
К счастью, Голд понимал, что на длительную процедуру утверждения графика времени нет: в 2000 году палестинцы начали обстреливать поселения в секторе Газы из минометов, а год спустя приступили к массированному использованию кассамов, и требовалось найти быстрое решение проблемы противостояния ракетам малой дальности.
- Преимущество МАПАТа состоит в том, что еще до получения разрешений от армии мы вправе вести предварительную разработку передовых технологий. Когда они достигают стадии демонстрации, начинается процесс утверждения в Управлении планирования и других структурах ЦАХАЛа, и мы выходим на уровень доработки, - объясняет полковник запаса Моше Фаталь, ответственный в управлении за разработку проектов активной обороны. - Железный купол начинался с технико-экономического обоснования, и сейчас уже ведутся десятки проектов, которые, если созреют, перейдут в стадию упорядоченного планирования. В Куполе проявилась профессиональная смелость МАПАТа, и как только проект вошел в разработку, по нему сформировался полный консенсус.
Наутилус идет ко дну
Первоначальный толчок к разработке Железного купола дал, как уже говорилось, министр обороны Амир Перец, занявший эту должность в мае 2006 года.
- На следующий день после своего назначения, - вспоминает он, - я провел первое совещание генерального штаба и понял, что у нас есть отличная система безопасности, но она требует отдельных коррективов. ЦАХАЛ - армия не нападения, а обороны, и эта концепция привела к осознанию того, что населенные пункты страны должны быть обеспечены как пассивной, но надежной защитой в виде убежищ, так и защитой активной, в том числе противоракетной. Я потребовал подумать над разработкой структуры, которая бы эффективно защищала мирное население. Я ощутил такую необходимость на собственной шкуре. В апреле 2001 года скончался мой отец, и я сидел у себя дома семь дней траура. Тысячи людей приехали выразить мне соболезнование, и тут упала первая ракета из Газы. Упала не в центре поселка - на дороге, никого не задев, но я видел, как визитеры быстро завели свои машины и буквально сбежали.
Железный купол был не единственным решением, которое легло на стол министра обороны. В 1996 году президент США Билл Клинтон и премьер-министр и министр обороны Шимон Перес подписали соглашение о совместной разработке мощной лазерной системы, способной перехватывать ракеты с любого расстояния. В проект под названием Наутилус были вложены сотни миллионов долларов, в том числе и израильских, но о его судьбе расскажем чуть дальше.
Выбор Железного купола был не только оборонным, но и экономическим предприятием, стоимость которого оценивалась в миллиарды шекелей. Поэтому перед окончательным выбором МАПАТ решил создать комиссию во главе с генералом Яаковом Нагелем, в то время заместителем главы Управления, для детального изучения возможных рисков.
- Все помнят, какое давление на армию оказывали специалисты, занимающиеся лазерами, но нам пришлось иметь дело не только с ними, а с 24 конкурирующими структурами, - говорит профессор Нагель. - В моей комиссии были эксперты по ракетам и лазерам, по технической эксплуатации, представители ВВС... Около 40 человек за три месяца изучили все предложения, и в результате мы дали недвусмысленную рекомендацию Железному куполу.
Согласие на реализацию проекта дал и тогдашний премьер-министр Эхуд Ольмерт. Правда, генеральному директору минобороны Габи Ашкенази не понравилась идея направить деньги на претенциозный проект, но его преемник, бригадный генерал Пинхас Бухрис взял ответственность на себя.
- Образно говоря, Амир Перец был тем, кто поставил машину на трассу, я подтолкнул ее в гору, а Эхуд Барак, заменивший Переца на посту министра обороны, сделал так, чтобы машина не скатилась обратно, - говорит Бухрис.
Некогда командир разведывательного подразделения 8200, Пинхас Бухрис был назначен гендиректором министерства обороны лично Перецом, а вско ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||