Когда в России появится онлайн-сервис для рассмотрения споров в сфере защиты прав потребителей?
Мария Шувалова
ideyweb / Shutterstock.com Еще в 2017 году Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить – c участием общественных объединений потребителей – предложения о формировании системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей (подп. г п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 25 мая 2017 г. № Пр-1004ГС).
2000
Во исполнение данного поручения разработан проект федерального закона, направленный на создание правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования обозначенной категории споров, – 29 марта законопроект № 1138398-7 (далее – законопроект) был внесен в Госдуму, рассмотреть его в первом чтении нижняя палата парламента планирует уже в мае текущего года.
Законопроект предполагает создание специального онлайн-сервиса для урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей, который будет использоваться для предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований потребителей, которые могут заявляться в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Важно отметить, что создаваться он будет не как отдельная цифровая платформа, а как составная часть портала госуслуг. Это, надо полагать, позволит обеспечить максимальный охват населения, пользующегося электронными сервисами и услугами: по состоянию на конец прошлого года число зарегистрированных на портале пользователей составило 126 млн человек, 24 млн из которых зарегистрировались непосредственно в 2020 году. Такая активность была обусловлена отчасти планомерным расширением функционала портала, но в большей степени – сложностью или даже невозможностью получения определенных госуслуг в офлайн-режиме в период действия ограничительных мер, введенных в связи с распространением СOVID-19.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Также следует подчеркнуть, что с помощью такого онлайн-сервиса в случае его создания будут рассматриваться – в рамках досудебного урегулирования – только споры между потребителем и продавцом либо изготовителем, исполнителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, владельцем агрегатора, которые касаются продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг через Интернет. Нельзя не отметить, что пандемия оказала существенное влияние и на количество клиентов интернет-магазинов: по данным, которыми в ходе прошедшего вчера в Совете Федерации совещания, посвященного вопросам законодательного обеспечения развития национальной системы защиты прав потребителей, поделилась член Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Екатерина Алтабаева, за период самоизоляции оно увеличилось на 15 млн человек. Общее же число покупателей, хотя бы раз оформивших в прошлом году онлайн-заказ, составило, по статистике Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), 60 млн человек, а в целом российский рынок электронной коммерции вырос за 2020 год в два раза – до 2,7 трлн руб. Доля же интернет-торговли в общем объеме товарооборота в настоящее время составляет, согласно обнародованным директором Департамента развития отрасли информационных технологий Минцифры России Дмитрием Никитиным данным, примерно 10%, а в Москве и Санкт-Петербурге – около 16%. В таких условиях появление альтернативного варианта защиты потребителями, заказывающими товары или услуги через Интернет, своих прав действительно представляется целесообразным.
Среди ключевых положений предлагаемого порядка урегулирования споров о защите прав потребителей с использованием онлайн-сервиса можно выделить следующие.
1 Онлайн-сервис будет обеспечивать:
- возможность направления в электронной форме не только требований, но и всей необходимой для их рассмотрения информации;
- возможность получения потребителем сведений о ходе и результатах рассмотрения заявленных требований;
- фиксацию содержания требований и момента их направления;
- хранение сведений о датах направления и рассмотрения требований, а также о содержании всех сообщений, которыми обмениваются стороны спора, и предоставление этих сведений по запросу сторон;
- возможность привлечения для оказания содействия в урегулировании спора экспертов, специалистов, медиаторов (в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) предлагается внести уточнение о том, что процедура медиации может применяться в том числе в спорах с участием потребителей) и иных независимых лиц, если их участие допускается правилами урегулирования споров с использованием онлайн-сервиса. Данные правила, которые будут предусматривать все необходимые для онлайн-урегулирования споров условия: перечень категорий споров, подлежащих рассмотрению в таком порядке, требования к независимым лицам, привлекаемым к участию в урегулировании спора, порядок доступа пользователей к онлайн-сервису, заключения соглашений в рамках разрешения спора и др., предстоит утвердить Правительству РФ.
3 Сервис не будет использоваться для урегулирования спорных отношений между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, если соответствующие споры в обязательном порядке – в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг – должны быть рассмотрены финансовым уполномоченным. Но требования потребителей финансовых услуг, не подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным, смогут подаваться и рассматриваться с помощью онлайн-сервиса.
4 Указание на возможность направления требований потребителя изготовителю, исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру, владельцу агрегатора посредством онлайн-сервиса может включаться непосредственно в договор, заключаемый между продавцом товара (исполнителем услуги) или владельцем агрегатора и потребителем, либо доводиться до сведения потребителей иными способами, например путем размещения на сайте продавца, исполнителя или агрегатора.
5 Направление потребителем требования изготовителю, исполнителю, продавцу, уполномоченным организации или ИП, импортеру, владельцу агрегатора через онлайн-сервис исключает возможность предъявления такого же требования в иной форме (например, путем подачи письменной претензии).
6 Результатом урегулирования спора с помощью онлайн-сервиса может являться заключение между сторонами соглашения, предусматривающего конкретный с ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||