Человек дня: Сергей Прокофьев
23 апреля 1891 года родился Сергей Прокофьев, композитор, пианист и дирижер.
Личное дело
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) родился в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины). Его отец был ученым-агрономом, управлял имением. Мать была хорошей пианисткой и начала заниматься с сыном музыкой, когда ему не исполнилось еще и пяти лет. Сергей рано проявил интерес к сочинительству, написав циклы маленьких фортепианных пьес, а в девять-десять лет уже сочинил оперы «Великан» и «На пустынных островах». В 1902 и 1903 годах в летние месяцы учился теории и композиции у Рейнгольда Глиэра, тогда только окончившего Московскую консерваторию. Благодаря этим занятиям создал оперу «Пир во время чумы», симфонию и несколько пьес.
В 1904 году тринадцатилетний Сергей Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Его наставниками были Николай Римский-Корсаков (инструментовка), Анатолий Лядов (композиция), Анна Есипова (фортепиано) и Николай Черепнин (дирижирование).
Окончил консерваторию по классу композиции в 1909 году, а в 1914 году — по классу фортепиано. Уже во время учебы в консерватории давал концерты — с 1908 года исполнял собственные произведения в качестве пианиста. В 1914 году сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени Антона Рубинштейна — рояль. Продолжал занятия в консерватории по классу органа.
В конце 1917 года задумался об отъезде из России, писал в дневнике: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет».
В мае 1918 года Сергей Прокофьев выехал из Москвы в Токио. После получения американской визы в августе отплыл в США. После гастролей в Америке, в 1922 году, перебрался в Германию, а с 1923 года — в Париж, где провел десять лет. Как пианист и дирижер много выступал с концертами по Европе и США.
В 1921 году в Чикаго состоялась премьера оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В Париже прошли постановки балетов «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1928). В 1925—1931 годах сочинил Вторую, Третью и Четвертую симфонии, Четвертый и Пятый фортепианные концерты.
В 1927 и 1929 годах приезжал с концертами в СССР. В 1930 году написал оперу «Семен Котко» по повести Валентина Катаева и балет «На Днепре» для театра «Гранд-Опера».
В 1933 году окончательно вернулся на родину. Тогда же написал музыку к постановке по повести Пушкина «Египетские ночи» в московском Камерном театре.
Вел занятия по композиции в школе высшего мастерства при Московской консерватории, получил звание почетного профессора консерватории.
Во время Великой Отечественной войны в эвакуации создал грандиозную оперу по роману Льва Толстого «Война и мир». В тот период также много работал над балетом «Золушка», Пятой симфонией, сонатами для фортепиано.
В 1947 году был удостоен звания Народного артиста РСФСР, а в 1948 году подвергся нападкам за «формалистический» стиль музыки и симпатии к «вырождающемуся искусству Запада». Тогда же была арестована и приговорена к двадцати годам лагерей за шпионаж его первая жена, испанка Каролина Кодина-Любера (1897—1989).
Сергей Прокофьев скончался от кровоизлияния в мозг 5 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке, где он жил, установлена мемориальная доска.
Чем знаменит
Сергей ПрокофьевСергей Прокофьев — музыкальный вундеркинд, один из наиболее значительных русских композиторов XX века, сочинивший одиннадцать опер, семь балетов, столько же симфоний, восемь концертов и музыку к кино («Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944—1945).
Прокофьев также был известным пианистом, дирижером и музыкальным педагогом. Лауреат шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952) и Ленинской премии (1957). Народный артист РСФСР (1947).
Сергей Прокофьев считается новатором музыкального языка, обогатившим его в области гармонии. В его произведениях выделяют так называемую «прокофьевскую доминанту». Типичные для композитора звучания достигаются на основе диссонанса медных духовых инструментов и сложных полифонических узоров струнной группы.
О чем надо знать
Новаторство композитора не всегда находило понимание у слушателей и чиновников. Так, на премьере Скифской сюиты зал опустел наполовину. Среди ушедших с премьеры был и директор Петербургской консерватории Александр Глазунов.
В 1948 году Прокофьева ругали в советской прессе за формализм. Его Шестая симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» были названы не соответствующими концепции соцреализма. Однако со временем Шестая симфония была признана шедевром.
В первый раз Прокофьев женился в 1923 году, в браке родились два сына — Святослав (1924) и Олег (1928). Брак распался в 1941 году, когда Прокофьев ушел к Мире Мендельсон. В 1948 году его первая супруга Каролина Кодина-Любера была арестована по обвинению в шпионаже и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря. В 1956 году она была реабилитирована, позднее покинула СССР. За рубежом основала Фонд Прокофьева, который позднее разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева.
Прямая речь:
О музыкальном даре: «К трем годам относится мое первое воспоминание. Я кувыркаюсь на постели моего отца. Вокруг стоят родные. В передней звонок, приехали гости. Все бегут встречать. Я продолжаю кувыркаться и, слетев с постели, ударяюсь лбом о железный сундук. Нечеловеческий рев, все бегут обратно.
Удар был здоровенный — шишка на лбу осталась на все детство и юность и сравнялась лишь к тридцати годам. Когда, уже молодым человеком, я дирижировал в Париже, художник Ларионов трогал ее пальцем и говорил: А может, в ней-то весь талант!».
О знакомстве с оперой: «В Москве меня взяли на оперу, на Фауста. Когда мы очутились в ложе театра Солодовникова (после революции — филиал Большого театра), мать дала мне несколько предварительных объяснений.
— Ты понимаешь, жил-был Фауст, ученый. Он уже старик, а все читает книги. И вот приходит к нему черт и говорит: Продай мне душу, тогда я сделаю тебя снова молодым. Ну, Фауст продал, черт сделал его молодым, и вот они начинают веселиться…
Я насторожился. Пришли мы в театр задолго до начала, я скучал в ожидании, не вполне понимая, куда и зачем привели, а тут вдруг такая интересная перспектива: приходит черт, и потом они начинают веселиться!».
О поступлении в консерваторию: «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||