Человек дня: Борис Иофан
28 апреля 1891 года родился Борис Иофан, архитектор
Личное дело
Борис Михайлович Иофан (1891—1976) родился в Одессе в еврейской семье. Его отец служил швейцаром, что позволяло семье жить пусть и не богато, но и не голодно. Заветной мечтой Иофана-старшего было дать своим двум сыновьям хорошее образование, которое позволит им «выбиться в люди». Оба обнаружили неплохие художественные способности. В итоге старший — Дмитрий — уехал учиться в Академию художеств в Санкт-Петербург, а младший – Борис — в двенадцать лет поступил в Одесское художественное училище. В первые годы обучения брал уроки мастерства у живописцев Г.А. Ладыженского и К.К. Костанди, затем его любимым наставником стал скульптор гарибальдиец Луиджи Иорини — выпускник Миланской Академии художеств и один из основателей училища.
После окончания в 1911 году училища и отбытия воинской повинности Иофан отправился в столицу, под крыло к старшему брату, став его помощником. Дмитрий к этому времени уже был дипломированным архитектором и имел самостоятельную практику.
В начале 1914 года Дмитрий Иофан нашел возможность отправить младшего брата учиться в Европу. Борис уезжает в Италию и в 1916 году успешно заканчивает архитектурный факультет Высшего института изящных искусств (Regio Instituto Superiore di belle arti in Roma), где учился у известного римского архитектора Армандо Бразини. В качестве дипломного проекта Иофан представил архитектурный монумент-мемориал жертв первой мировой войны, в котором впервые ярко проявилось его тяготение к монументальным объемно-пространственным решениям.
После окончания учебы Иофан остался в Италии. Работал вначале помощником у Бразини, выступал на конкурсах, а затем самостоятельно построил жилые дома в предместьях Рима: Монте Верде (1916) и Колина Вольпи (1922). а также в Парни (1918). В это же время ему представляется возможность соорудить (частично) колумбарий в Парни и капеллу Амброджи на римском кладбище Сан Лореицо (San Lorenzo fuori le Mura, 1919—1920). Параллельно с практическим строительством Иофан учился в Высшей инженерной школе в Риме, что позволило ему получить прекрасную техническую подготовку и в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства.
В 1921 году Иофан вступил в Коммунистическую партию Италии. В его доме часто бывали лидеры итальянских коммунистов Антонио Грамши и более известный в СССР Пальмиро Тольятти.
В 1923 году Иофан проектирует в Италии первое за рубежом посольство СССР. Скульптурная композиция, завершавшая это здание, выражала основополагающую идею советского государства — союз рабочих и крестьян.
В 1924 году Иофан вернулся в СССР - уже опытным мастером, имеющим несколько реализованных проектов. Архитектор активно включился в восстановление разрушенного народного хозяйства страны. Он едет в Донбасс, где проектирует и строит рабочий поселок Штеровской электростанции. В этом поселке (1924), а затем в жилых домах по Русаковской улице в Москве (1925) видно его стремление ответить на новые социальные условия жизни. В частности, он компонует жилые дома не изолировано друг от друга, а в едином комплексе, с открытыми озелененными дворами.
В 1926 году Борис Иофан вступил в члены ВКП(б).
В июне 1927 года было принято решение о начале строительства на улице Серафимовича жилого дома для высокопоставленных госслужащих, ныне известного как «Дом на набережной». Необходимость в нем возникла в конце 20-х годов, когда выяснилось, что стремительно растущей партийной и советской элите в столице негде жить. После переезда правительства из Петрограда в Москву, большинство иногородних совслужащих высшего ранга жили прямо в Кремле или в лучших гостиницах города – «Национале», «Метрополе», «Петергофе», которые временно стали именоваться Домами Советов. С учетом важности задачи, была создана специальная «комиссия по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров СССР».
Иофан проектирует и руководит строительством этого огромного жилого комплекса. Концептуально идея соответствовала эпохе – требовалось создать идеологически новый дом, дом-город, в котором должно было быть все необходимое для жизни – ясли и сад для детей, медпункт, почта и телеграф, магазины, сберкасса, парикмахерская и прачечная, столовая и фабрика-кухня, спортзал, тир и библиотека, кинотеатр и клуб.
Жильцами дома, помимо членов правительства, должны были стать лучшие люди страны: видные военачальники и ученые, партийные деятели, герои Гражданской войны, выдающиеся писатели и деятели культуры, руководители Коминтерна.
Строительство было закончено в 1931 году. 12-этажный дом с 505 квартирами (24 подъезда) стал на тот момент одним из самых крупных жилых комплексов в Европе.
Одних только наркомов и министров здесь обитало 63, а еще 19 маршалов и адмиралов. В их числе: маршалы Ворошилов, Тухачевский, Корк и Жуков, государственные деятели Рыков, Куйбышев, Хрущев, Коганович, Косыгин, Цурюпа, личный секретарь вождя Поскребышев, прокуроры Руденко и Вышинский, ученые Тарле, Кеменов, Лепешинская, режиссер Александров, писатели Серафимович, Демьян Бедный, Кольцов, Трифонов, Шатров, семьи Сталина, Дзержинского, Свердлова и Микояна, герои-летчики Каманин, Мазурук и Водопьянов, деятели Коминтерна Куусинен и Радек. И многие, многие другие.
Еще одной большой работой Иофана стал подмосковный правительственный санаторий «Барвиха», строительство которого началось в 1929 году.
С 1931 года начинается почти двадцатипятилетний период интенсивной творческой деятельности архитектора по проектированию и строительству монументальных сооружений. Иофан принимает активное участие в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве, неизменно лидируя на всех его этапах (высшая премия на Всесоюзном открытом и решение о принятии в основу окончательной разработки сооружения его проекта — на заключительном конкурсе в мае 1933 года).
Проект Дворца Советов стал одним из самых известных проектов Иофана (в соавторстве с В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом). Гигантское здание в 100 этажей высотой 420 метров должна была венчать 70-метровая статуя В. И. Ленина. Оно должно было стать самым высоким в мире на тот момент.
Под строительство было отведено место, на котором прежде стоял Храм Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, а в 1939 году началась стройка. Однако проект так и остался неосуществленным. Строительство дворца прервалось с началом Великой Отечественной войны и потом больше не было возобновлено. В уже вырытом котловане был устроен открытый бассейн «Москва», а станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую».
По проектам Иофана были сооружены павильоны СССР на Международной выставке в Париже в 1937 году (диплом «Гран при», золотая медаль, Государственная премия СССР) и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году (архитектору присвоено зван ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||