Как выглядит столбовая дорога в недружественные к России государства?
Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Украина, Польша, Великобритания, США и зачем-то примкнувшая к ним Чехия. Поздравим это содружество упоротых русофобов, они все честно заслужили жёлтую майку лидера.
Оставим пока в покое англосаксов. Кинем ретроспективный взгляд на одну из прибалтийских страничек, чтобы понять, как она дошла до жизни такой? Не любопытства ради, а исключительно ради желания не наступать на эти же грабли в будущем.
Латвия, вернее, территория, потом ставшая Латвией, входила в народнохозяйственный комплекс огромной страны и бойко развивалась вместе с ней вплоть до 1914 г., когда этот процесс был прерван Первой мировой войной.
Тогда были построены крупные предприятия: «Проводник» (12000 рабочих), Русско-Балтийский вагоностроительный завод (3800 рабочих), судоверфь «Ланге», второй вагоностроительный завод «Феникс» (2500 рабочих), машиностроительный завод «Фельцер и Ко», электротехническая фабрика «Юнион» (будущий ВЭФ), первый в России завод суперфосфата в Милгрависе, цементный завод. В 1913 г. в Риге было уже 323 промышленных предприятия с числом рабочих в среднем 238 на каждом, а на 16 предприятиях – более 1000 чел. Сейчас таких заводов в Риге уже не осталось. Основной объем продукции промышленности - 63% - отправлялся в Россию.
Примерно за такой же период (20 лет) до получения независимости в условиях «оккупации» Российской империей темпы развития экономики можно охарактеризовать следующим образом. С 1897 до 1913 года число занятых в сфере промышленности и ремесленничества только в Риге возросло со 120,8 тыс. человек до 226,3 тыс., или на 87,3% (!). С
1000
редние темпы прироста промышленности составляли: по числу рабочих — 5,2%, по объему производства — 7,3% в год, а в 1908 — 1913 гг. прирост составил уже 8% по числу работающих и 12,1% по объему производства, а доля средних и крупных предприятий в общем объеме достигла 57%.
Были в то время в Латвии и свои «нокии». Например, построенный в Риге завод резиновых изделий «Проводник» по объему производства резиновых изделий занимал второе место в России и четвертое (а по шинам — второе) место в мире.
И вот наконец этот старорежимный ужас-ужас кончился, и началось Свободное Независимое существование: Процветание, за которое сегодня с России собираются стрясти 300 млрд евро, лучше всего иллюстрировать цифрами:
К 1932 году в промышленности работало уже всего 61 тысяча человек, а продукции производилось всего на 284 миллиона латов ( 34% от уровня 1913 года). Безработными были зарегистрированы 31 тыс. человек, половина от работающих в промышленности. Что означает такой объем производства? Это составляет всего 150 латов на душу населения. Доллар в то время стоил 4,5 лата, то есть объем производства составлял всего 33 доллара на душу в год.
Вот, так сказать, из первых рук - оценка Уровня Процветания от первого президента Латвии К. Ульманиса в 1933 году:
«Сейчас мы не можем никуда уйти от мысли о том, что то, что рисовалось нам в 1918/19 годах, осталось не достигнутым. И если те, кто тогда жертвовали ради будущего собой, встанут и придут, чтобы спросить с нас ответа за сделанное, то мы все вместе не сможем дать удовлетворительного ответа».
Основателю НЕЗАВИСИМОГО Латвийского государства можно доверять.
По общему объему продукции промышленности Латвия так не смогла достичь показателей довоенного 1913 года. В 1939 г объем производства составил всего 87,7% от показателей 1913 года, а в машиностроении и металлообработке – 40%.
Глубину провала промышленности в период первой республики можно понять на примере вагоностроительного завода. До
2000
первой мировой войны этот завод (один из двух вагоностроительных заводов Риги), вагоностроительный завод «Феникс», изготавливал, в среднем, 5000 вагонов в год, за 10 лет первой республики изготовил 1425 вагонов по заказам СССР, а в 1933 г полностью прекратил их производство, т.к. СССР стал сам себя полностью обеспечивать и заказы прекратил. Правда, сегодня даже эти 140 вагонов в год недостижимая мечта для РВЗ, сегодня существующего на базе одного из цехов старого завода. Был один крупнейший по тем временам завод – ВЭФ (2690 рабочих), который делал всё, что требовалось в Латвии – радиоприемники, телефоны, электросчетчики, электролампочки, фотобумагу, фотоаппараты, даже выпустил 2 небольших самолета. Завод был государственный, а благодаря низкому курсу лата, иностранной конкуренции он не испытывал, но рынок Латвии был крайне узкий.
Кстати, слово «предприятие» требует отдельной расшифровки:
По правилам латвийской статистики для того, чтобы предприятие относилось к промышленным, оно должно было обладать не менее чем одним двигателем, или пятью рабочими. Среднее предприятие, по результатам переписи 1935 г, имело всего 3,2 работающих, из них - 2 наемных рабочих.
Но были в Первой латышской республике и достижения. Были!
Уже в 30-е годы прошлого века, в те самые благословенные времена, чиновники составляли 1,3% численности населения, и молодая Латвия по чиновникам была впереди всех соседей. В Финляндии их было всего 0,7%, в Литве 0,6%, в Швеции — 1%. В то время в промышленном производстве Латвии работало всего 13,5% населения, то есть 256 тыс. человек. На 10 рабочих приходился один чиновник. ..
А потом наступили жуткие времена тоталитаризма. За это время численность населения выросла с 1,9 до 2,66 миллиона — на 40%, численность работающих — до 1,41 миллиона — в шесть раз. А число чиновников уменьшилось — с 24,6 тысячи до 21 тысячи. Тоталитаризм вообще был ужасен — штаты чиновников надо было утверждать в Москве, а Москва каждый год их требовала сокращать.
Тоталитаризм начался с промышленного строительства. Вкладываемые в развитие промышленности инвестиции обеспечили среднегодовой прирост промышленного производства в Латвии в 1945 – 1950 годах 45 % в год. Уже в 1950 г. объем Промышленное производство превысил уровень 1940 года в 3 раза. И это было достигнуто всего за 5 лет!
В течении только первых послевоенных 20 лет в Латвии были построены крупные заводы «Автоэлектроприбор», «Гидрометрприбор», Рижский дизелестроительный завод, Рижский электроламповый завод, завод микроавтобусов «РАФ», рижский завод «Компрессор», Валми ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||