Сегодня: MSK: Курсы: 108.01 руб (+2.95)113.09 руб (+2.60) Нефть: Погода: Пасмурно Ночью в Москве: 0 °C..-2 °C Виджет В избранное PDA @ - Почта

Гибель 55 подводных ракетоносцев без войны или интервенции

Гибель 55 подводных ракетоносцев без войны или интервенцииВступление

В 1991 году, на момент ликвидации СССР, Российской Федерации перешло 62 подводных ракетоносца, 13 старичков проекта 667А, 18 – проекта 667Б, 4 – 667БД, 14 – 667БДР, 7 – 667БДРМ, и 6 – проекта 941. Это были разные корабли. И если наши первенцы, те самые «Вани Вашингтоны», уже устарели и были порядком изношены, то 27 ракетоносцев трех последних проектов были на уровне мировых стандартов и даже немного выше.

Практически все эти корабли ждала печальная судьба. Часть из них десятилетиями будет гнить у пирсов без ремонта, часть – быстро порежут, потому как договоренности с западными партнерами. А часть – выживет и дождется смены в виде «Бореев», но слишком малая часть, увы, дабы можно было говорить о полноценном морском компоненте ядерной триады. Можно сказать, что в лихие 90-е морской компоненты СЯС у РФ не было. А огромные средства, потраченные на создание морского ракетно-ядерного меча, попросту уничтожались, без толку и цели, и ради то ли популярности на Западе, то ли экономии средств.

Слово «Цусима» у нас любят, постоянно вспоминают то поход Рожественского, то затопление Черноморского флота, а то Таллинский переход. Но гибель 55 подводных ракетоносцев без войны или интервенции, почему-то этим словом не обозначают. А зря – аналогов мировая история точно не знает. Корабли, способные служить при нормальном уходе и ремонте до 35–40 лет, резали на иголки спустя 10–20 лет.

Часть 1. Русские янки

Не считая проекта 658, который был откровенно ущербным, именно 667А и их модификация – 667АУ, по другому – «Наваги» и «Налимы», прозванные американцами «Янки», стали нашими первенцами, определившими развитие РПКСН на следующие десятилетия. Вступали в строй корабли с 1967 по 1974 годы на двух заводах: «Севмаше» и ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.

Всего было построено 34 крейсера, которые, увы, устарели практически мгновенно. Все дело в жидкостных ракетах, числом 16 штук. Изначально по проекту это Р-27, с дальностью 2500 км, что крайне мало, но в модификации – Р-27У уже 3000 км. Крейсер мог бить восьмиракетными залпами. Повторюсь – уже к концу постройки серии этого было мало, а к концу семидесятых дальность ракет достигла 10000 км, все-таки прорыв ПЛО в Атлантике был серьезной проблемой.

Но выходы были, целых два.

Первый назывался 667АМ. И предусматривали модернизацию, с заменой ракетного комплекса Д-5 на комплекс Д-11 с МБР Р-31, дальностью 4200 км. В качестве минуса – ракет оставалось всего 12. В качестве плюса – ракеты были твердотопливными, что сильно упрощало жизнь экипажу. Проект не пошел. Помимо плюсов он требовал гигантских вложений, ослаблял ударную мощь ракетоносцев и главное – в ВМФ СССР были твердыми сторонниками ракет жидкостных. Но сам по себе вариант продления жизни кораблей, способных служить минимум до 2004 года, в принципе, был.

Второй вариант был просто идеален – 667АТ. Проект предусматривал замену ракетных шахт на 8 торпедных аппаратов (путем замены двух отсеков) и 32 крылатых ракеты РК-55 «Гранат» с дальностью 3000 км. Таким образом, не нарушая договор ОСВ-1, мы получали мощные подводные крейсера на базе старых лодок, то есть по копеечной стоимости.

Проект начали сворачивать еще в 1990 году, успели модернизировать только три крейсера. Да и те...

К-253 исключена в 1993 году, спустя всего пять лет после среднего ремонта и в возрасте 24 года. К-395 в том же году разоружена и использовалась как минный заградитель до 1997 года, когда совершила последнюю боевую службу. Формально списана в 2002, но по факту – именно 1993 год стал точкой в ее судьбе. К-423 списана в 1994 году. Русский ответ американским «Огайо» с «Томагавками» был уничтожен решительно и бесповоротно. Об остальных «Янки» говорить нечего. Двум из них повезло стать опытовыми: это К-403 «Казань» и БС-411 «Оренбург» (носитель сверхмалых подводных лодок). Они еще послужили, тот же «Оренбург» пробыл в строю 34 года. Остальные тихо и быстро порезали.

Часть 2. Первая «Дельта»

Вообще, правильно «Мурена». «Дельтами» советские ракетоносцы называли в США (Дельта-1 – Дельта-4). И что-то схожее с хищной рыбой есть: 12 МБР Р-29 комплекса Д-9 несли боеголовку в одну мегатонну и средства преодоления ПРО, и били на дальность 7600 км, что позволяло вести огонь от берегов СССР, превращая расходы на ПЛО в Северной Атлантике в бесполезно потраченные средства.

Те же два завода, что и в случае 667А, построили 18 новых крейсеров, вступивших в строй в период с 1972 по 1977 годы. Именно хищные «Мурены» окончательно поставили крест на желании НАТО повоевать с СССР. Но судьба их была, увы, печальна. 14 крейсеров были списаны с 1992 по 1995 годы в рамках СНВ-2. Остальные четыре постигла судьба не намного лучше. Две (К-457 и К-530) числились в строю до 1999 года, но сведений о выходах в море нет. К-500 активно ходила до 1996 года, списана в 2000 году. И лишь К-447 «Кисловодск» показала, сколько могли служить данные крейсера – корабль находился в строю до 2004 года, выполнив всего 20 боевых служб и 12 боевых дежурств. Крепкие корабли строили в СССР, жалко не тем достались.

Своего рода модификацией проекта 667Б можно считать четыре крейсера проекта 667БД. За счет удлинения корпуса на 16 метров количество ракет довели с 12 до 16, а дальность модифицированных ракет – до 9100 км. Все четыре крейсера были сданы Северному флоту в 1975 году. И списаны спустя 20 лет в 1995 году, без всякой попытки модернизации, хотя могли еще служить минимум 10 лет. С учетом, что в строю оставили четыре корабля предшествующего проекта – глупость или измена? Вопрос риторический. Хотя есть и простое объяснение: в строю оставляли корабли не по боевым качествам, а по факту среднего ремонта. Те, что прошли его на закате СССР – оставались, те, которые не успели – шли на иголки.

Часть 3. Погром «Кальмаров»

Следующим этапом развития проекта 667 стали РПКСН проекта 667БДР «Кальмар». 16 ракет Р-29Р несли разделяющиеся боевые части и обладали повышенной точностью. В таком варианте дальность достигала 6500 км, в моноблоке – 9100 км. Улучшили и обитаемость, безопасность, скорость ракетного залпа. Корабли получились отличные, и вступили в строй в период с 1976 по 1981 год в количестве 14 штук.

А дальше были 90-е. В 1995 году списаны первые два крейсера. К 2003 – таких было уже шесть. Принцип простой: требует ремонта – отстой – спис ...

  • Комментарии (0)
avatar

Введите ссылку

Введите текст ссылки

Введите ссылку

Введите ссылку (youtube.com)

Войдите через социальную сеть
или анонимно
Создавать опрос могут только зарегистрированные пользователи.

Идёт загрузка...

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Система Orphus Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
или скопируйте готовый код:

Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах.
Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
Раздел: Политика

Гибель 55 подводных ракетоносцев без войны или интервенции


Опубликовано: 2021-05-05 10:00:05

Вступление

В 1991 году, на момент ликвидации СССР, Российской Федерации перешло 62 подводных ракетоносца, 13 старичков проекта 667А, 18 –... Подробнее »


Работа. Резюме / Вакансии

Мерчендайзер в супермаркет
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Подсобный рабочий на производство (вахта)
Вакансии: Москва
от 75000
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Кассир в магазин натуральных продуктов
Вакансии: Кострома
з/п не указана
14 Февраля 2018
Помощник в договорной отдел
Вакансии: Москва
от 45000
14 Февраля 2018


Новости по теме: - Политика

|
 

Автомобили с пробегом

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2017 г.вып, 1600 см3, 175л.с.

0 км

цена: 1 690 000 руб

Hyundai - Tucson Hyundai - Tucson

2016 г.вып, 2000 см3, 185л.с.

32 955 км

цена: 1 338 000 руб

Audi - Q7 Audi - Q7

2007 г.вып, 3600 см3, 278л.с.

176 700 км

цена: 850 000 руб

ГАЗ - ГАЗель 3302 ГАЗ - ГАЗель 3302

2006 г.вып, 2800 см3, 140л.с.

280 000 км

цена: 300 000 руб

KIA - cee'd KIA - cee'd

2008 г.вып, 1400 см3, 109л.с.

88 907 км

цена: 370 000 руб

Погода в Москве - сегодня


Москва
Пасмурно 28 ноября в четверг
Ночью 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c восточный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Утром 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c восточный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Днем 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c южный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Вечером 0 °C..-2 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-западный

Киев
Пасмурно 28 ноября в четверг
Ночью -1 °C..-3 °C
ветер -1 – 1 м/c юго-восточный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Утром 0 °C..-2 °C
ветер -1 – 1 м/c южный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Днем 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-восточный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Вечером -1 °C..1 °C
ветер 1 – 3 м/c юго-восточный

Минск
Пасмурно 28 ноября в четверг
Ночью 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c южный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Утром 0 °C..2 °C
ветер 0 – 2 м/c юго-восточный

Пасмурно 28 ноября в четверг
Днем 1 °C..3 °C
ветер 1 – 3 м/c юго-восточный

Снег 28 ноября в четверг
Вечером 0 °C..2 °C
ветер 2 – 4 м/c восточный

Погода в других городах

Курсы валют

/ /
USD
91,950 +0,662  92,612
EUR
100,365 -0,148  100,217
UAH
23,493 +0,301  23,793
CZK
39,438 +0,558  39,997
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
0,000 0  0,000
KZT
20,376 +0,147  20,523
KGS
10,273 +0,074  10,347
CNY
12,752 -0,007  12,745
MDL
51,882 +0,336  52,217
XDR
122,032 +1,178  123,210
JPY
60,963 +0,167  61,130
БВК
21,743 +0,184  21,926
→ Информер курса валют

Поздравления на телефон


 

Рейтинг@Mail.ru