Спиноза и попкорн
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Рика Дюфера «Спиноза и попкорн. Разбираемся в философии за просмотром любимых фильмов и сериалов: от Игры престолов до Очень странных дел».В книге «Спиноза и попкорн» блогер и философ Рик Дюфер знакомит читателей с теориями великих мыслителей через современные сериалы и фильмы. Автор с юмором разбирает такие важные темы, как этика, политика, справедливость в обществе.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Нарушая закон, человек становится преступником. Тут всё просто и понятно, скажете вы. Но что, если закон нарушит не кто-нибудь, а Капитан Америка? Именно он, безупречный воин, готовый рискнуть своей жизнью даже ради спасения жизни котенка (при всем моем уважении к котикам — главным звездам Instagram). Казалось бы, немыслимая ситуация — и всё же именно этот рыцарь справедливости в конце концов попирает границы закона.
Впрочем, нам всё равно трудно считать его преступником — и почему же? Скорее всего, потому, что обладателю суперспособностей мы склонны прощать больше, чем рядовому персонажу, а кроме того, нам известно, что порой законы не до конца следуют принципу справедливости. А почему? Потому что чувство справедливости универсально, тогда как законы пишутся людьми, а следовательно, могут оказаться не вполне справедливыми.
Вот так в саге о Мстителях, в частности в фильме «Первый мститель: Противостояние», Капитан Америка вступает в ожесточенную борьбу с Железным Человеком. В то время как Тони Старк (он же Железный Человек) убежден, что все супергерои тоже обязаны подчиняться закону, даже если он выглядит не совсем справедливым, Стив Роджерс (он же Капитан Америка) считает, что каждый человек наделен свободой отказываться от такого подчинения, если закон противоречит принципу справедливости.
Как вы уже поняли, спор между этими двумя героями носит глубоко философский характер:
Бывает ли неподчинение закону справедливым? И если да, то почему?
Этот фильм доставил мне большое удовольствие — и не только потому, что я успел умять целое ведро попкорна, но и потому, что я немало повеселился, воображая на месте Железного Человека Томаса Гоббса, а на месте Стива Роджерса — Джона Локка[1>.
Пусть эти два выдающихся философа никогда не вступали в очную схватку, их точки зрения расходились именно по вопросу отношения к закону.
С одной стороны — суровый Гоббс, не испытывающий сомнений по поводу того, что закон, каким бы он ни был, подразумевает полное ему подчинение. С другой стороны — либеральный Локк, для которого бунт против закона оправдан, если сам закон попирает справедливость.
В «Противостоянии» война между участниками команды Мстителей начинается из-за того, что общество внезапно осознает, какую опасность для него представляют супергерои. Казалось бы, очень даже здорово знать, что по миру бродит сотня личностей, наделенных экстраординарными способностями. Но только до тех пор, пока в очередной попытке спасти мир они не уничтожат до основания целый город. Особенно если это твой город.
После этого Организация Объединенных Наций составляет нечто вроде этического кодекса супергероев, который обязывает каждого супергероя публично заявить о своих способностях, зарегистрироваться и согласиться на то, что его деятельность будут контролировать. Кодекс этот получает название Заковианского договора.
Цель такого государственного контроля — не только в том, чтобы иметь возможность призывать Мстителей на службу, когда человечество в опасности, но и главным образом в том, чтобы держать их способности (а следовательно, и их свободу) под неусыпным контролем. Если подумать, то такой контроль — весьма разумное требование: признаться, мне и самому было бы не по себе, если бы наш мир находился под защитой тех, кто в любую минуту способен разрушить его. По крайней мере, я хотел бы знать, где они находятся и чем занимаются. Хотя, впрочем, каждый из нас обладает как минимум одной суперспособностью...
Моя суперспособность — это философия.
Капитан Америка, однако, отказался подписать договор, чем вверг сообщество супергероев в полнейший хаос. Не подчинившись закону, Стив Роджерс сделался преступником.
И вот здесь нам нужно задать себе самый главный вопрос: может ли закон быть несправедливым? И если да, то имеет ли право индивидуум взбунтоваться против него?
Железный Гоббс и его метод удержаться от тотальной войны
Железный Человек убежден, что нет. Заявив, что «человек человеку волк», Гоббс подразумевал следующее: не будь в мире правил, которым необходимо подчиняться, каждый человек был бы вынужден прибегать к обману, жестокости и насилию, чтобы самому не стать жертвой злодейства. В противном случае он рисковал бы лишиться высшего блага, то есть жизни, поскольку каждое мгновение находился бы под угрозой гибели. Словом, по мнению Гоббса, есть лишь один способ добиться мира, и этот способ — безоговорочное подчинение правилам, установленным обществом.
Как вы уже наверняка поняли, Гоббс был весьма невысокого мнения о человеческой природе. Его политическая философия основана на двух исходных допущениях:
1. Доверять другому человеку нельзя, потому что при первой же возможности тот попытается как-то обмануть или притеснить своего ближнего, чтобы извлечь из этого выгоду для себя. Именно поэтому предназначение закона — сохранить целостность общества, не давая разразиться войне «всех против всех».
2. Вступая в спор со Стивом Роджерсом, Тони Старк неоднократно повторяет: «Ни ты, ни я не являемся особенными», и такой подход полностью согласуется со взглядами Гоббса.
Старк вовсе не глуп: он понимает, что Заковианский договор не очень правилен и, возможно, даже опасен, но его представление о мире не позволяет ему согласиться с Капитаном Америкой. Для него важнее подписать договор, чтобы сохранить мир в обществе, нежели упорствовать, хотя в глубине души он и сам чувствует, что новые правила несправедливы.
Взгляды Гоббса весьма прагматичны и подкреплены научными знаниями: государство — это искусственное сооружение, а значит, оно основано не на универсальных принципах, а на хрупких договоренностях между людьми.
Аристотель говорил, что человек есть общественное животное, имея при этом в виду, что общество и государство возникают из естественной склонности человеческих существ к объединению и сотрудничеству. Так вот, Гоббс считал это глупостью. С его точки зрения, закон — просто правила, которые люди придумали, чтобы не резать и не грабить друг друга с утра до ночи.
Мстители и их чувство справедливости
Особенно Старку и Гоббсу не нравится, что Капитан Америка не подписывает Заковианский договор не по какой- то рациональной причине, а просто заявляя, что новый закон несправедлив. Он говорит это, глядя в глаза своему товарищу.
По мнению Гоббса, однако, та самая справедливость, о ...

Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||