Камера-посредник: форум визуальной антропологии
С 11 по 16 мая в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдет показ фильмов IХ Международного форума визуальной антропологии «Камера-посредник». Его организуют МГУ имени М. В. Ломоносова, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Центр Гиляровского (Музей Москвы) и Фонд Н.Н. Миклухо-Маклая.Цель форума – знакомство зрителей с повседневной жизнью людей в самых отдаленных уголках земного шара и установление с ними экранного диалога, показ многообразия и единства культур народов мира. Концепция форума выражена в названии «Камера-посредник». Это, прежде всего, этическая ответственность человека с камерой перед героями фильмов и перед зрителями, которых приглашают войти через экран в неведомый им мир, ощутив универсальность законов человеческого бытия.
В программу форума вошли 32 фильма. Зрители познакомятся с культурой народов, проживающих за Полярным кругом и в тропических лесах, в центре Европы и в сердце Азии, на берегу океана и безводной пустыни… Просмотры будут сопровождаться дискуссиями при личном участии авторов, либо on-line-конференциями в удаленном доступе.
Узнать подробности о фильмах и их авторах можно на сайте форума.
Расписание показов
11 мая, вторник
19.00
Аит атта: Кочевники высокого Атласа
Эда Элиф Тибет, Инанк Текгук
Марокко – Швейцария, 2020, 79’
Каждый год семья Бен Юсуф перекочевывает с пустынных пространств Нкоба на зеленые пастбища Игоурдана. Со своими козами (их около 800 голов), ослами, мулами, верблюдами и собаками, каждое лето они отправляются в тяжелейшее путешествие пешком. Преодолевая непогоду, жару, засуху и холодные ночи, испытывая нехватку пищи и воды, семья держит путь по пересеченной местности, ее крутым подъемам и спускам, стремясь добраться до агдала к официальному открытию, когда всем владельцам будет разрешено выпустить свой скот на пастбища. В соответствии с традиционной системой общинного управления природными ресурсами племя аит атта сохраняет свое исконное многовековое право доступа к агдалу, хотя его часто оспаривают и отрицают местные поселенцы. Это этнографический фильм о невероятной мобильности и в то же время статичности семьи и стада, в нем сочетаются надежды и препятствия, обязательства и жертвы семьи, разрывающейся между традициями и необходимостью адаптироваться к современной жизни. Через прошлое, настоящее и будущее фильм показывает вневременную межпоколенческую панораму сущности и трудностей кочевничества в постоянно трансформирующемся марокканском обществе.
12 мая
21.00
Кошачья улыбка
Карин Д’Вильер, Марио Брента
Италия, 2018, 62’
«Кошачья улыбка» – это взгляд на реальность, какой она предстает сегодня на улицах и в городах, реальность как образ кризиса и упадка западного общества в эпоху глобализации, между чрезмерным богатством и крайней нищетой, между гомологацией и потерей идентичности. Извечный сюжет, коллективная ложь репрезентации повседневной жизни, которая есть не что иное, как тревожащая метафора. Тревожащая, как улыбка кота в «Алисе в Стране чудес».
13 мая
19.00
Флокс
Хаэди Махмуд
Египет, 2019, 45’
Документальный фильм, вдохновлённый повседневной жизнью водителей маршруток в Каире и рассматривающий причудливые взаимоотношения между классом и гендером. Флокс – так здесь называют микроавтобус Фольксваген. Фильм показывает, как водители маршруток ощущают и реализуют собственную маскулинность в таком мегаполисе, как Каир. Вождение сложного в управлении автомобиля, межгрупповые конфликты, борьба с бедностью лишь усиливают их желание оградить своих детей от подобной работы в будущем. Это фильм о красоте и темной стороне беспокойной жизни городской бедноты, вынужденной создавать государство в государстве, чтобы выжить.
Танцующая трава. сбор тефа в горах Тиграи
Митику Габрехивот
Эфиопия, 2019, 40’
Танцующая трава – фильм из серии Стражи производящих ландшафтов (режиссер Иво Штрекер). В нём запечатлена общинная заготовка тефа у тиграйцев Северной Эфиопии. Теф – древняя злаковая культура коренного населения – является основным источником существования мелких фермеров, своего рода «зерновым стержнем» эфиопской пищевой идентичности. Местный старейшина рассказывает о порядке работ на приусадебном участке, на полях и в окрестностях дома семьи автора и его старшего брата: срезание танцующей травы; сушка и стогование; обмолот и веяние; затем продажа тефа на местном рынке; отправка на осле на мельницу; приготовление энжеры для семьи и гостей; питье кофе и благословение; и, наконец, Месгел, православный праздник в завершение сезона дождей.
14 мая
16.00
Старая вера – новая земля
Сергей Головецкий
Россия, 2019, 67’
Прошло уже сто лет, как забайкальские староверы покинули родные края. Сначала они ушли в Китай, а оттуда — в Австралию. Как живут их потомки сегодня, что их связывает с Россией? Что произошло за эти сто лет на родине?
19.00
Свадьба сына Зинат
Фархад Варахрам
Иран, 2019, 55’
Мохсен, старший сын Зинат, учится на магистра в сфере электроники и компьютерного программирования в итальянском университете. Страдая от многолетней разлуки с детьми и чувства одиночества, Зинат и её муж убеждают сына вернуться в Иран и жениться на девушке, которую они для него выбрали. Этот фильм – история свадьбы сына Зинат, которая продолжается шесть дней в деревне Салах на острове Кешм. Кешм – крупнейший остров Персидского залива, а Салах – небольшая деревушка на его южной оконечности. Большая часть жителей деревни – рыбаки. Деревня Салах известна промыслом крупных акул простейшими орудиями лова, который уже несколько лет находится под запретом, и традиционными ритуалами, особенно обядом заар, который до сих пор проводится несколько раз в год.
21.30
Темное на темном
Ло Тиволь
Франция, 2017, 72’
Мы познакомились в университете, каждый из нас был по своему одинок. Мы встретились снова много лет спустя на скамейке на городской площади. Ты восседал как король! Король чужеземцев жил в городе как люди давно минувших дней жили на улицах королевства. Ты познакомил меня со своим отцом, королем города в Нигере и главным героем фильма Элиана де Латура. Вместе мы смотрели Безумных господ Жана Руша. Этот фильм следует за потоком утекающих дней, упоением смутных ночей, мудрости, рожденной годами, проведенными с кино как совместным пространством.
< ...
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Выделите любой фрагмент прямо в тексте статьи и нажмите Ctrl+Insert
Мы весьма признательны всем, кто использует наши тексты в блогах и форумах. Пожалуйста, уважайте труд журналистов: не перепечатывайте в блогах статьи целиком (они всегда доступны по этому адресу), не забывайте ставить ссылки на полный текст на нашем сайте.
|
||||